Мария Бояркина
Влияние среды на ценностный мир ребенка (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Влияние среды на ценностный мир ребенка»
Согласно взглядам В. Г. Морогина (1999, развитие личности определяется набором потребностей, которые формируются у индивида в течение жизни и опосредуются системой общественных ценностей. Ценностно-потребностная сфера личности представляет собой систему формальных общественных ценностей, наполненную индивидуальными потребностями. Личность комфортно чувствует себя в данном социуме, если ее индивидуальная потребностная структура бесконфликтно встраивается в систему «общественных ценностей», в противном случае вероятно возникновение внутриличностного конфликта.
Публикация «Влияние среды на ценностный мир ребенка (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Формирование ценностного мира ребенка опосредовано внутрисемейными взаимодействиями, в первую очередь – детско-родительскими отношениями.
Семью можно рассматривать как общность людей разного пола и возраста, связанных родственными связями, основанную на взаимной поддержке и ответственности, которая вырабатывает для себя определенные нормы, правила и ценности. Н. Аккерман (1982) считает, что семья связана комплексом биологических, психологических, социальных, и экономических факторов, способствующих удовлетворению основных потребностей членов семьи.
А. Я. Варга (2001, В. Сатир (2000, П. Пэпп (1998) определяют семью как систему взаимосвязанных элементов. Влияние семейного воспитания на ребенка наиболее значимо в младших возрастах, когда он еще не имеет самостоятельной среды жизни, не приобрел отдельного самостоятельного образа жизни и деятельности (Б. Г. Ананьев, 2000). Многие авторы (А. С. Макаренко, 1957; В. В. Столин, 1981; А. С. Спиваковская, 1999 Р. В. Овчарова, 2003 и др.) отмечают, что в основе воспитания лежит стиль взаимоотношений родителей с ребенком. Родительское отношение – особенное понятие. По определению А. С. Спиваковской «родительское отношение – это реальная направленность взрослого, позволяющего описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми».
Абраменкова В., Кон И. считают, что детско-родительские отношения относительно устойчивы, но могут изменяться под влиянием различных событий (В. В. Столин, 1981). Многие авторы (А. Валлон, 2001; Э. Фромм, 1990 и др.) подчеркивают особую значимость отношений ребенка с матерью. Теоретический анализ показывает, что система детско-родительских отношений в семье и индивидуальная ЦПСЛ формируются под влиянием аналогичных факторов: с одной стороны - это сфера общественных норм и ценностей, с другой - проекция на семью глубинных архетипических ценностных форм, родовых мыслительных стереотипов и шаблонов поведения. Колберг (2002, Г. Оллпорт (2002, Л. Ж. Пиаже (2003, Г. Салливан (2002, Фрейд (1990, Д. Б. Эльконин (1960, Э. Эриксон (1996) отмечали, что процесс психического развития проходит через определенные стадии. Особенности развивающейся психики оказывают свое влияние на формирование ЦПСЛ ребенка.
Исследования показывают, что направленность личности меняется с возрастом ребенка Л. И. Божович (1995, Л. С. Выготский (2000, А. Н. Леонтьев (1981, Е. В. Субботский (1991, Д. Б. Эльконин (1960) отмечают, что отличительной особенностью формирования личности в дошкольном возрасте является изменение мотивов, которыми руководствуется ребенок.
Следовательно, истоки формирования содержательной части мотивации обнаруживаются уже в период старшего дошкольного возраста. Накопленный путем подражания образцам практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей, осознание ими своих собственных возможностей побуждают их к активным, самостоятельным действиям. ]