Приложение МААМ

Устранение нарушений письма у обучающихся

Брик Лариса Викторовна
Устранение нарушений письма у обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы

Устранение нарушений письма у обучающихся

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребятам сложно дается такой предмет, как русский язык, хотя они хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Загляните к школьнику в тетрадку

О наличии нарушений процессов письма говорят следующие группы ошибок:

1. ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость»;

2. пропуск букв;

Темочки:

3. недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»;

4. перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко»;

5. повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин»;

6. буквы перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо);

7. забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ», «э» и т. д.);

8. ребенок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради;

9. «съезжает» со строчек к концу предложения;

10. неправильно переносит слова;

11. часто не делает пробелов между словами;

12. не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы;

13. пропускает и неверно применяет предлоги, служебные слова, падежные окончания, неверно согласовывает слова.

Из-за чего это происходит?

• неправильное произношение звуков речи

• неправильное различение звуков на слух

• не запоминание образа буквы

• неумение соотносить звук с буквой на письме

• неумение выделять звук на фоне слова, место звука в слове

• несформированность лексико-грамматической стороны речи, связной речи

• несформированность пространственных и временных представлений

нарушение высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие)

Помните, что письмо — это сложный психический процесс, который требует от ребенка достаточно сформированных высших психических функций, познавательных процессов, речи, моторики, восприятия и т. д.

Когда ребенок осваивает письмо, он как будто изучает новый язык: нужно освоить новые символы, запомнить их, вспомнить, как эти символы соотносятся со звуками речи, как пишутся на листе бумаги.

Как помочь ребенку освоить навык письма?

1. Развивайте навыки звукового анализа и синтеза

-учите разделять слова на слоги, определять на слух их количество

-помогайте различать схожие звуки на слух (т/д, к/г, м/п, п/б и т. д.)

-повторяйте с ребенком характеристики звуков (мягкий/твердый, звонкий/глухой, гласный/согласный)

-учите ребенка определять, из каких звуков состоит слово, выделять позицию звука в слове (начало, середина, конец)

-попросите ребенка подобрать слово на заданный звук или группу звуков

-совместно с ребенком составляйте слово из предложенных звуков (какое слово получится из звуков М, А, К? А из звуков Т, К, О?

2. Развивайте лексико-грамматические навыки

-учите ребенка разным способам образования новых слов (с помощью приставок, суффиксов, соединения основ)

-старайтесь рассказать значение слова, когда добавляются новые элементы

-попросите ребенка подобрать слово по образцу (заяц-зайчонок, волк-волчонок, белка-бельчонок, а если слон.)

-предложите ребенку послушать предложение и исправить допущенную вами ошибку (коза пошел за молоком, красный платье висит в шкафу, кошка прыгнула из коробку и т. д.)

-работайте над родственными словами, антонимами, синонимами, над многозначностью слов

3. Развивайте связную речь

-рассматривайте с ребенком картины и описывайте их

-требуйте от ребенка развернутых, распространенных ответов на вопросы по тексту/описываемой картинке и т. д.

-используйте объяснительное чтение

-составляйте рассказ по серии сюжетных картинок

-учитесь составлять план к прочитанному / прослушанному рассказу

-помогайте ребенку развить навыки пересказа

-рисуйте по словесному описанию (нарисуй как кашка пьет молоко, мяч лежит на столе и т. д.). С каждом разом объем слов в предложении нужно увеличивать

-составляйте мини рассказы

4. Развивайте неречевые процессы

-учите ребенка проводить прямые, ломанные, кривые линии на листе бумаги

-давайте обводить картинки по шаблону, трафарету, контуру

-предложите ребенку соединить по точкам картину

-раскрашивайте и штрихуйте в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями

5. Готовьте ребенка к технике письма

-развивайте пространственную ориентировку (ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив)

Примерные инструкции:

«Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри, что ты видишь, назови»;

«Сделай как я (позы и движения тела)»;

«Нарисуй в правом верхнем углу солнце. В нижнем правом углу нарисуй квадрат»;

«Покажи, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже»;

«Покажи, что на картинке изображено далеко, что близко»;

«Сравни предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева)».

-старайтесь развивать чувство ритма (танцевать под музыку, играть ритм на барабане и т. д.)

-учите правильно держать ручку в руке

-учите ребенка вписывать элементы в границы – разлиновку. Можно начать с вписывания геометрических фигур в клетку/линейку, линий, а затем перейти на буквы

6. Помогите ребенку запомнить образы букв

-выкладывайте буквы из палочек, гороха, пуговиц

-лепите из пластилина

-прорисовывайте буквы в воздухе пальцами, глазами

-попросите угадать букву по контуру из набора пластиковых букв

-обводите пальцем контур букв, штрихуйте буквы

-учите вырезать буквы по контуру, нарисованному взрослым

-сравнивайте буквы и ее элементы со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме.

-попросите ребенка написать букву по контуру, нарисованному взрослым

-предложите написать букву по опорным точкам, поставленным взрослым

По мере того, как ребенок овладевает всеми перечисленными умениями и навыками, у него возникает интерес к обучению уже не ради похвалы, удовлетворения потребности в признании, а ради самого процесса обучения.

Устранение нарушений письменной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся вспомогательной школы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Фотоотчёт о мероприятии «Письма в прошлое — письма в 1941 год»Фотоотчёт о мероприятии «Письма в прошлое — письма в 1941 год» [b]Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах,- На бумаге налет желтизны И протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны,.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Устранение нарушений письма у обучающихся
Опубликовано: 26 августа 2024 в 10:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устранение нарушений письма у обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Брик Лариса Викторовна (УИ 2959965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 марта 2025 четверг
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД