Брик Лариса Викторовна
Устранение нарушений письма у обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Устранение нарушений письма у обучающихся
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребятам сложно дается такой предмет, как русский язык, хотя они хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Загляните к школьнику в тетрадку
О наличии нарушений процессов письма говорят следующие группы ошибок:
1. ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость»;
2. пропуск букв;
Публикация «Устранение нарушений письма у обучающихся» размещена в разделах
3. недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»;
4. перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко»;
5. повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин»;
6. буквы перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо);
7. забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ», «э» и т. д.);
8. ребенок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради;
9. «съезжает» со строчек к концу предложения;
10. неправильно переносит слова;
11. часто не делает пробелов между словами;
12. не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы;
13. пропускает и неверно применяет предлоги, служебные слова, падежные окончания, неверно согласовывает слова.
Из-за чего это происходит?
• неправильное произношение звуков речи
• неправильное различение звуков на слух
• не запоминание образа буквы
• неумение соотносить звук с буквой на письме
• неумение выделять звук на фоне слова, место звука в слове
• несформированность лексико-грамматической стороны речи, связной речи
• несформированность пространственных и временных представлений
• нарушение высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие)
Помните, что письмо — это сложный психический процесс, который требует от ребенка достаточно сформированных высших психических функций, познавательных процессов, речи, моторики, восприятия и т. д.
Когда ребенок осваивает письмо, он как будто изучает новый язык: нужно освоить новые символы, запомнить их, вспомнить, как эти символы соотносятся со звуками речи, как пишутся на листе бумаги.
Как помочь ребенку освоить навык письма?
1. Развивайте навыки звукового анализа и синтеза
-учите разделять слова на слоги, определять на слух их количество
-помогайте различать схожие звуки на слух (т/д, к/г, м/п, п/б и т. д.)
-повторяйте с ребенком характеристики звуков (мягкий/твердый, звонкий/глухой, гласный/согласный)
-учите ребенка определять, из каких звуков состоит слово, выделять позицию звука в слове (начало, середина, конец)
-попросите ребенка подобрать слово на заданный звук или группу звуков
-совместно с ребенком составляйте слово из предложенных звуков (какое слово получится из звуков М, А, К? А из звуков Т, К, О?
2. Развивайте лексико-грамматические навыки
-учите ребенка разным способам образования новых слов (с помощью приставок, суффиксов, соединения основ)
-старайтесь рассказать значение слова, когда добавляются новые элементы
-попросите ребенка подобрать слово по образцу (заяц-зайчонок, волк-волчонок, белка-бельчонок, а если слон.)
-предложите ребенку послушать предложение и исправить допущенную вами ошибку (коза пошел за молоком, красный платье висит в шкафу, кошка прыгнула из коробку и т. д.)
-работайте над родственными словами, антонимами, синонимами, над многозначностью слов
3. Развивайте связную речь
-рассматривайте с ребенком картины и описывайте их
-требуйте от ребенка развернутых, распространенных ответов на вопросы по тексту/описываемой картинке и т. д.
-используйте объяснительное чтение
-составляйте рассказ по серии сюжетных картинок
-учитесь составлять план к прочитанному / прослушанному рассказу
-помогайте ребенку развить навыки пересказа
-рисуйте по словесному описанию (нарисуй как кашка пьет молоко, мяч лежит на столе и т. д.). С каждом разом объем слов в предложении нужно увеличивать
-составляйте мини рассказы
4. Развивайте неречевые процессы
-учите ребенка проводить прямые, ломанные, кривые линии на листе бумаги
-давайте обводить картинки по шаблону, трафарету, контуру
-предложите ребенку соединить по точкам картину
-раскрашивайте и штрихуйте в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями
5. Готовьте ребенка к технике письма
-развивайте пространственную ориентировку (ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив)
Примерные инструкции:
«Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри, что ты видишь, назови»;
«Сделай как я (позы и движения тела)»;
«Нарисуй в правом верхнем углу солнце. В нижнем правом углу нарисуй квадрат»;
«Покажи, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже»;
«Покажи, что на картинке изображено далеко, что близко»;
«Сравни предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева)».
-старайтесь развивать чувство ритма (танцевать под музыку, играть ритм на барабане и т. д.)
-учите правильно держать ручку в руке
-учите ребенка вписывать элементы в границы – разлиновку. Можно начать с вписывания геометрических фигур в клетку/линейку, линий, а затем перейти на буквы
6. Помогите ребенку запомнить образы букв
-выкладывайте буквы из палочек, гороха, пуговиц
-лепите из пластилина
-прорисовывайте буквы в воздухе пальцами, глазами
-попросите угадать букву по контуру из набора пластиковых букв
-обводите пальцем контур букв, штрихуйте буквы
-учите вырезать буквы по контуру, нарисованному взрослым
-сравнивайте буквы и ее элементы со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме.
-попросите ребенка написать букву по контуру, нарисованному взрослым
-предложите написать букву по опорным точкам, поставленным взрослым
По мере того, как ребенок овладевает всеми перечисленными умениями и навыками, у него возникает интерес к обучению уже не ради похвалы, удовлетворения потребности в признании, а ради самого процесса обучения.
Устранение нарушений письменной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся вспомогательной школы.