Получи документы

Устранение нарушений письма у обучающихся

Брик Лариса Викторовна
Устранение нарушений письма у обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы

Устранение нарушений письма у обучающихся

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребятам сложно дается такой предмет, как русский язык, хотя они хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Загляните к школьнику в тетрадку

О наличии нарушений процессов письма говорят следующие группы ошибок:

1. ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость»;

2. пропуск букв;

Публикация «Устранение нарушений письма у обучающихся» размещена в разделах

3. недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»;

4. перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко»;

5. повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин»;

6. буквы перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо);

7. забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ», «э» и т. д.);

8. ребенок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради;

9. «съезжает» со строчек к концу предложения;

10. неправильно переносит слова;

11. часто не делает пробелов между словами;

12. не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы;

13. пропускает и неверно применяет предлоги, служебные слова, падежные окончания, неверно согласовывает слова.

Из-за чего это происходит?

• неправильное произношение звуков речи

• неправильное различение звуков на слух

• не запоминание образа буквы

• неумение соотносить звук с буквой на письме

• неумение выделять звук на фоне слова, место звука в слове

• несформированность лексико-грамматической стороны речи, связной речи

• несформированность пространственных и временных представлений

нарушение высших психических функций (внимание, память, мышление, восприятие)

Помните, что письмо — это сложный психический процесс, который требует от ребенка достаточно сформированных высших психических функций, познавательных процессов, речи, моторики, восприятия и т. д.

Когда ребенок осваивает письмо, он как будто изучает новый язык: нужно освоить новые символы, запомнить их, вспомнить, как эти символы соотносятся со звуками речи, как пишутся на листе бумаги.

Как помочь ребенку освоить навык письма?

1. Развивайте навыки звукового анализа и синтеза

-учите разделять слова на слоги, определять на слух их количество

-помогайте различать схожие звуки на слух (т/д, к/г, м/п, п/б и т. д.)

-повторяйте с ребенком характеристики звуков (мягкий/твердый, звонкий/глухой, гласный/согласный)

-учите ребенка определять, из каких звуков состоит слово, выделять позицию звука в слове (начало, середина, конец)

-попросите ребенка подобрать слово на заданный звук или группу звуков

-совместно с ребенком составляйте слово из предложенных звуков (какое слово получится из звуков М, А, К? А из звуков Т, К, О?

2. Развивайте лексико-грамматические навыки

-учите ребенка разным способам образования новых слов (с помощью приставок, суффиксов, соединения основ)

-старайтесь рассказать значение слова, когда добавляются новые элементы

-попросите ребенка подобрать слово по образцу (заяц-зайчонок, волк-волчонок, белка-бельчонок, а если слон.)

-предложите ребенку послушать предложение и исправить допущенную вами ошибку (коза пошел за молоком, красный платье висит в шкафу, кошка прыгнула из коробку и т. д.)

-работайте над родственными словами, антонимами, синонимами, над многозначностью слов

3. Развивайте связную речь

-рассматривайте с ребенком картины и описывайте их

-требуйте от ребенка развернутых, распространенных ответов на вопросы по тексту/описываемой картинке и т. д.

-используйте объяснительное чтение

-составляйте рассказ по серии сюжетных картинок

-учитесь составлять план к прочитанному / прослушанному рассказу

-помогайте ребенку развить навыки пересказа

-рисуйте по словесному описанию (нарисуй как кашка пьет молоко, мяч лежит на столе и т. д.). С каждом разом объем слов в предложении нужно увеличивать

-составляйте мини рассказы

4. Развивайте неречевые процессы

-учите ребенка проводить прямые, ломанные, кривые линии на листе бумаги

-давайте обводить картинки по шаблону, трафарету, контуру

-предложите ребенку соединить по точкам картину

-раскрашивайте и штрихуйте в разных направлениях с соблюдением ограничения. Например, заштриховать треугольник вертикальными линиями

5. Готовьте ребенка к технике письма

-развивайте пространственную ориентировку (ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив)

Примерные инструкции:

«Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри, что ты видишь, назови»;

«Сделай как я (позы и движения тела)»;

«Нарисуй в правом верхнем углу солнце. В нижнем правом углу нарисуй квадрат»;

«Покажи, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже»;

«Покажи, что на картинке изображено далеко, что близко»;

«Сравни предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева)».

-старайтесь развивать чувство ритма (танцевать под музыку, играть ритм на барабане и т. д.)

-учите правильно держать ручку в руке

-учите ребенка вписывать элементы в границы – разлиновку. Можно начать с вписывания геометрических фигур в клетку/линейку, линий, а затем перейти на буквы

6. Помогите ребенку запомнить образы букв

-выкладывайте буквы из палочек, гороха, пуговиц

-лепите из пластилина

-прорисовывайте буквы в воздухе пальцами, глазами

-попросите угадать букву по контуру из набора пластиковых букв

-обводите пальцем контур букв, штрихуйте буквы

-учите вырезать буквы по контуру, нарисованному взрослым

-сравнивайте буквы и ее элементы со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие-либо сравнения взрослых, да еще в стихотворной форме.

-попросите ребенка написать букву по контуру, нарисованному взрослым

-предложите написать букву по опорным точкам, поставленным взрослым

По мере того, как ребенок овладевает всеми перечисленными умениями и навыками, у него возникает интерес к обучению уже не ради похвалы, удовлетворения потребности в признании, а ради самого процесса обучения.

Устранение нарушений письменной речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся вспомогательной школы.

Публикации по теме:

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Фотоотчёт о мероприятии «Письма в прошлое — письма в 1941 год»Фотоотчёт о мероприятии «Письма в прошлое — письма в 1941 год» [b]Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах,- На бумаге налет желтизны И протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны,.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Устранение нарушений письма у обучающихся
Опубликовано: 26 августа 2024 в 10:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устранение нарушений письма у обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Брик Лариса Викторовна (УИ 2959965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД