Греченев
Консультация «Учиться географии — интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вечным законом да будет:
учить и учиться всему
через примеры, наставления
и применение на деле»
Ян Амос Коменский, (1592-1670)
чешский педагог, гуманист [1]
В эпиграфе статьи мною выбрано изречение великого чешского педагога, гуманиста и мыслителя Яна Амоса Коменского. Оно просто поразительно в своей простоте и точности! Учение, как движение мысли человека является обязательным условием существования каждого!
Темочки:
А теперь поговорим об основных определениях. Всем известно, что География (именно с большой буквы) возникла в глубокой древности, во времена Эратосфена и Птолемея, и с тех пор верно служит людям. Изначально география носила описательный характер («гео» — земля, «графо» — пишу, постепенно человечество накапливало и систематизировало знания о Земле, благодаря чему мы научились понимать механизмы работы природной и природно-антропогенной системы. Сейчас география — это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием. Она основана на современных спутниковых, геоинформационных системах, системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах [2].
Ценность географии, которую преподают в школе сначала интегрировано, а затем с 5 класса выделяя в отдельный предмет, заключается в том, что это — единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучаемых комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания.
Однако сейчас, школьная география, как и все образование в нашей стране, переживала не только периоды подъёма, но и спады, и сейчас география как школьный предмет оттеснена на обочину среднего образования. Веяния современного быстро летящего времени таковы, что сегодня не только дети, но и взрослые не стремятся приобретать географические знания — есть навигаторы, такси, самолеты и Интернет, где всю информацию можно найти в течение нескольких минут. Так зачем же учиться? И ведь в этом рассуждении можно увидеть логику! К сожалению, так думает и немалая доля родителей учеников. Если основываться на таком подходе к предметам, то можно без проблем отменить математику, ведь давно изобрели калькулятор, перестать читать книги, ведь можно посмотреть фильм всего за час, не изучать историю, это же уже было… и так далее. Такое мнение преступно и ведет в тупик. Незнание географии приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам. Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно — это свидетельство незнания и несоблюдения законов природы. Примеров тому огромное множество, когда экономическая необходимость идёт вопреки законам природы и здравому смыслу. В мире 21 века человек ложно и самонадеянно себя убедил, что учиться ГЕОГРАФИИ нет необходимости.
А теперь немного истории. Значительный вклад в развитие географического образования СССР внесла Н. К. Крупская. Именно она настояла на включение в число предметов средней школы географии. В 1934 году вышло постановление «О преподавании географии в начальной и средней школе». К работе по реформированию были привлечены крупнейшие советские учёные и, прежде всего Н. Н. Баранский, которые в условиях идеологизации образования сумели отстоять лучшие традиции педагогической географии. Приходится признать, что после кончины Н. Н. Баранского, мы не имеем примеров столь плодотворной интеграции географической науки, школьной и вузовской географии. После Великой Отечественной войны географическое образование испытало новый подъём. В 50-х годах советская школа была одной из лучших школ в мире. На географию выделялось до 16 часов т. е. по 2,5- 3 часа в неделю в каждом классе. Лишившись лидера, географическое образование стало терять свои позиции. «Удельный вес» географии снизился сначала до 11 часов, а затем до 9 часов. [3].
Работая в школе, мне всё это видно невооруженным взглядом! Не хочу как говорится «перетаскивать одеяло» на свою сторону, но отмечу, что в среде педагогов и школьных администраторов в отношении ГЕОГРАФИИ сложилось мнение как о легком и не нужном предмете. Отсюда и наблюдается снижение количества учебных часов, отводимых для изучения предмета.
Это не может не тревожить! Однако времена меняются! Всероссийский географический диктант, организованный Русским Географическим обществом по инициативе В. В. Путина, рассматривают как массовое исследование географической грамотности населения. В ходе анализа выявлена проблема никого уровня географической грамотности населения. Приемлемые знания, к сожалению, только у тех граждан, кто учился в 60-70 годах 20 столетия, когда география занимала достойное место. Думаю, что в своё время Алексей Федорович Трёшников далеко не был бы в восторге от сегодняшнего места географии как предмета в обучении подрастающего поколения.
Что же делать сейчас? Изучив проблематику изучения географии, используя указанные интернет-ресурсы я предлагаю следующее: Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании, необходимо, существенно скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения.
1. География должна быть обязательным и самостоятельным (т. е. не интегрированным) предметом в школе с учебной нагрузкой не менее 2 часов в неделю в 6, 8, 9, классах, а в 7- ом классе – 3 часа в неделю. (так это было раньше). А в 10 -11 классах она должна стать обязательным предметом. (Увеличение часов предполагает новая концепция.)
2. География должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны: «Экономика», «Туризм», «Международные отношения».
3. Уделять большое внимание практической направленности географии, предусмотреть в учебных программах хорошо продуманную систему практических работ, максимально приближенных к задачам, реально решаемым людьми в географическом пространстве.
А теперь немного о себе. Я заочно обучаюсь на 3-ем курсе естественно-географического факультета в Ульяновском Государственном педагогическом Университете имени И. Н. Ульянова. Очень хочу стать учителем географии! Поступил я на обучение уже на шестом десятке лет. И честно признаюсь -очень нелегко ЗАСТАВИТЬ себя учиться! Серое вещество (мой мозг) упрямо не желало затрачивать усилия в приобретении НОВЫХ знаний. Особенно нелегко на первом-втором курсах давались точные науки и языки. Пришлось попыхтеть! Особенно благодарен я своим педагогам, настойчиво и целеустремлённо направлявших меня, что называется на путь истинный! Спасибо им за это и глубокий поклон!
Специфика преподавания предмета «ГЕОРГАФИЯ» в новом свете открылась для меня уже на 3-м курсе! Сколько нового и полезного узнал я из содержательных лекций профессорско-преподавательского состава! Дело в том, что в суете постоянных забот не всегда придаёшь многому внимание! Да, признаюсь - на шестом десятке лет я с чрезвычайным интересом слушал лекции по общему землеведению, физической и экономической географии, методике преподавания предмета географии! В моих дальнейших жизненных планах связать - свою дальнейшую судьбу с географией, и все эти предметы являются основными!
География теоретическая неразрывно связана с географией практической. А то что мне в течении ряда лет доводилось заниматься туристско-краеведческой работой с детьми поможет и в будущем заниматься этим направлением, но на более высоком уровне! С этой целью я осознанно вступил в Русское Географическое Общество (Ульяновское отделение). Надеюсь, что участвуя в мероприятиях РГО различной направленности смогу и дальше изучать предмет ГЕОГРАФИЯ!
В этом учебном году моё обучение ГЕОГРАФИИ перевалило за экватор! Впереди – ещё два с половиной года учёбы. Это бакалавриат. Однако сейчас я подумываю о дальнейшем обучении по этой специальности в магистратуре! Ведь чем дальше - тем интереснее. Как говорится – дорогу осилит идущий!
Список литературы:
1. [Электронный ресурс] : https://citaty.su/citaty-i-aforizmy-yana-amosa-komenskogo
2. [Электронный ресурс] : rgo@rgo.ru Концепция развития географического образования в России
3. [Электронный ресурс] : https://infourok.ru/statya-problemi-geograficheskogo-obrazovaniya-3460141.html статья «Проблемы географического образования в России»