Елена Прокофьева
Взаимодействие с родителями в современных условиях. Управленческий аспект
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка. Положительных результатов в воспитании можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Это регламентируется и в ФЗ – 273 (ст. 42,44,45 и др.) и во ФГОС дошкольного образования (ст. 1.6 и 3.2.1.).
Публикация «Взаимодействие с родителями в современных условиях, Управленческий аспект» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Укрепление и развитие тесной связи, взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Это подчеркивается многими педагогами и психологами, а также народными высказываниями и пословицами:
- В. А. Сухомлинский «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»;
- В. А. Сухомлинский «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо узнать его семью»;
- А. С. Макаренко «Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома»;
- А. С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги»;
- Себастьян Брандт «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому;
- «Родительское слово мимо не молвится»;
- «Самое лучшее наследство – воспитанность» и многие другие.
Также В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
В практике дошкольных образовательных учреждений сложилась определенная ситуация взаимодействия с семьями воспитанников, которая имеет ряд негативных особенностей:
1) недостаточная эффективность использования традиционных форм взаимодействия с родителями в современных условиях;
2) принятие ДОО всех проблем воспитания детей на себя;
3) дистанцирование родителей от ДОО;
4) снижение уровня авторитета педагогов в глазах родителей, неуважение к труду педагога.
Результатом сложившейся ситуации стало отсутствие согласованности воспитательных воздействий семьи и ДОО, снижение уровня педагогической компетентности родителей и обеднение содержания дошкольного образования вследствие недостаточности использования уникального опыта семейного воспитания.
Достижение оптимального уровня развития ребенка в соответствии с его возрастным, психофизиологическим, индивидуальным потенциалом, его успешная социализация возможно только при условии консолидации воспитательных воздействий дошкольного учреждения и семьи.
Взаимодействие между ДОО и родителями (законными представителями) воспитанников на основе партнерских взаимоотношений и сотрудничества с целью достижения оптимального уровня развития ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного детства составляет единое образовательное пространство «ДОУ - семья».
К важнейшим признакам и условиям единого образовательного пространства «ДОУ - семья» М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина относят:
1) определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников. Важно учитывать тот факт, что родители часто не обладают достаточными знаниями в области целей и задач дошкольного воспитания, которые должны стать предметом детального обсуждения педагогами и родителями.
Сравним цели ДОО и родителей
Основная цель ДОО:
Цель в соответствии с Уставом МАДОУ:
«Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми»
Цели образовательной деятельности МАДОУ (в соответствии с ФГОС ДО) :
1) создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
2) создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цели образовательной деятельности МАДОУ (в соответствии с программой «Детство») :
1) создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации;
2) развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Цели родителей (на основе анализа родительских анкет) :
1. Отдать ребенка в детский сад, чтобы иметь возможность работать родителям.
2. Подготовка ребенка к школе. Получить полноценное дошкольное образование.
3. Создать условие для общения своего ребенка с другими детьми.
4. Обеспечение полноценного питания в ДОО. Многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе.
Педагогам необходимо донести до семьи результат воспитания ребенка, реализацию целей ДОО и согласовать его с педагогическим установками родителей.
2) выработка и принятие единых требований, предъявляемых ребенку дома и в ДОО (часто в современных семьях родители относятся к своему ребенку, как к особенному и исключительному, допуская вседозволенность в воспитании)
3) выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях воспитательного процесса.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
В нашем учреждении воспитываются 396 детей – родителей порядка 700 человек. Как трудно достучаться до каждого?
Исходя из наблюдений, родители заинтересованы получить путевку в детский сад, попасть в группу, дальше активность большинства уменьшается. Но по мере взросления ребенка меняется отношение родителей к детскому саду. Они интересуются образовательной деятельностью, а не только здоровьем и питанием, обобщают семейный опыт по различным темам, помогают обогащать развивающую предметно – пространственную образовательную среду групп. Как мы этого добиваемся? Мы используем современные формы взаимодействия.
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с государственным общественным характером управления :
Открытость ДОО для семьи, включение родителей в управлении ДОО (Попечительский совет, Наблюдательный совет, Родительский совет и др.)
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, использование разнообразных форм работы
Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.
Необходимо повернутся лицом к родителям и искать новые формы взаимодействия
Используемые в нашем ДОО новые формы взаимодействия с семьями воспитанников
Информационно-аналитические формы
Цель: сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Формы - Интервью и беседа - позволяют получить исследователю ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что неподвластно изучению другими методами, с другой – делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).
Горячая телефонная линия - организуется по графику в определенный день и час, посвящена разным темам: перед заседанием родительского совета, по организации питания, по работе с социально – неблагополучными семьями, по обеспечению безопасности и т. п.
Познавательные формы
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.
Формы - Дискуссии на тему педагогических советов, обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий активное педагогическое мышление
Круглый стол - на родительских собраниях и родительских советах. Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются мнением друг с другом при полном равноправии каждого
Вечера вопросов и ответов - позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои знания, обсудить некоторые проблемы развития детей
Родительский тренинг - активная форма взаимодействия с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Семейный клуб - проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми
Дни добрых дел - дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОО (ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между педагогами и родителями
Эпизодические посещения - предполагают постановку конкретных педагогических задач перед отдельными родителями : наблюдение за играми. Непосредственно образовательной деятельностью, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней.
Досуговые формы
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) с участием родителей - помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи - демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей
Письменные формы
Еженедельные записки - записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в ДОО, о его любимых занятиях и другую информацию
Листовки, брошюры - листовки раскрывают работу с детьми в соответствии с тематическим планированием, содержат консультационный материал по подготовке к педагогическим советам.
Родительская почта - организуется через специально созданный почтовый ящик (в интернете) общение с администрацией (заведующий, зам. заведующего по ВМР)
Наглядно-информационные формы
Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитании детей в условиях ДОО. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя
Информационно-ознакомительные - направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт ДОО в Интернете, выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в СМИ, информационные проспекты, видеофильмы;
Информационно-просветительские- направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки
В рамках нашей работы мы использовали перечисленные формы, для полноценного взаимодействия утверждены графики взаимодействия специалистов и родителей и графики взаимодействия руководителей кружков и родителей.
Мы привлекаем родителей к самообследованию результатов деятельности учреждения путем опросов и анкетирования. Результаты за 2016-2017 учебный год таковы:
• 87% родителей согласны с тем, что ДОО дает полноценное и качественное дошкольное образование.
• 79% готовы к сотрудничеству с ДОО. Наиболее готовы к сотрудничеству следующие категории родителей - предприниматели, руководители, специалисты. Наименее готовы - рабочие и домохозяйки.
• 31% родителей готовы к участию в управлении ДОО через Родительский совет; 24% - Наблюдательный совет и всего 2% - попечительский совет.
• Главными критериями, по которым родители (законные представители) выбирали наше ДОО, являются:
- детский сад находится близко к дому – 87%;
- в ДОО есть дополнительные образовательные услуги – 72%;
- детский сад дает хорошее дошкольное образование – 68%.
- организация работы по безопасности – 74%;
- имеется доступная система информирования – 72%;
- ведется полноценная воспитательная работа – 64%.
Также изменилось участие родителей в управлении учреждением. Родители участвуют с правом решающего голоса в следующих формах управления : Наблюдательный совет и Родительский совет, Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. С правом совещательного голоса в Педагогическом совете, Общем собрании работников. Участие родителей в управлении повышает заинтересованность их в делах учреждения, активность родителей.
Например, на заседаниях Наблюдательного совета родители активно участвуют в управлении : обсуждают муниципальные задания, планы финансово – хозяйственной деятельности, предстоящие ремонтные работы и их итог, и другие вопросы, касающиеся финансовой стороны деятельности Учреждения.
На заседаниях Родительского совета родители активно обсуждают реализацию задач Годового плана, подготовка к праздникам и конкурсам, проводимым в Учреждении, оказание платных услуг и другие вопросы, касающиеся деятельности Учреждения, но решения Родительского совета носят рекомендательный характер, администрация МАДОУ может и не согласится с ними.
На заседаниях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений обсуждают сложные ситуации с воспитанниками,
На Педагогическом совете родители делятся лучшими семейными опытами по различным темам развития ребенка.
После проведенной работы по результатам анкетирования родителей, наблюдением за взаимодействием родителей и детей, посещением родителями мероприятий, можно сделать вывод, что формируется устойчивый интерес родителей к активному включению в общественную деятельность.