татьяна кузякова
Технология «Утренний круг» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти же задачи ставит перед нами и инновационная версия программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, выпущенная в 2019 г. издатель-ством «Мозаика-синтез». Вводятся новые образовательные технологии : пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, техно-логия позитивной социализации. Необходимость нововведений связана с тем, что многое изме-нилось: время другое, общество другое и дети другие. Современные дети живут в сложных со-циокультурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социали-зации, изолированность ребенка в семье. Психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситу-ации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация детей, приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одна из главных задач, стоящих пе-ред детским садом.
Публикация «Технология „Утренний круг“ в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Утренний круг—это одна из инноваций, новый элемент режима дня в программе «От рождения до школы». Но в практике дошкольного образования данная технология существует давно, при-шла она от Марии Мантессори и в разных программах («Золотой ключик» Кравцовой, «Радуга» Т. Н Дороновой, «Содружество») называлась по- разному: утренний сбор, детский совет, утро радостных встреч.
«Утренний круг» — это организованная часть режимного момента, начало дня, когда дети со-бираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впе-чатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество)
Основная цель проведения утреннего круга — создать положительный эмоциональный настрой на весь день и вселить в ребёнка уверенность, что среди других детей ему будет хоро-шо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Утренний круг проводится в форме разви-вающего общения (развивающего диалога).
Задачи педагога состоят в том, что бы:
соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, меропри-ятий, событий и пр.).
сообщить детям новости, которые могут быть, интересны, или полезны для них (появились но-вые игрушки, у кого-то день рождения и т. д.).
предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с об-разовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т. д.).
вести дискуссию в формате развивающего диалога, т. е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить од-нозначно, не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.
учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, гово-рить по существу, уважать чужое мнение и пр.).
поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализа-ции всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).
Структура утреннего круга
1. Условный сигнал начала круга
2. Приветствие
3. Работа с календарем
4. Новости дня
5. Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
6 Игра по теме периода.
7. Планирование или календарь дел
Эта структура не является строгой, скорее некоторая последовательность, которой придержива-ется воспитатель и которую, действуя по обстановке, может изменить.
Мы организуем утренний круг перед завтраком со всеми детьми присутствующими в группе. Программой рекомендована продолжительность утреннего круга в старшем дошкольном воз-расте от 10 до 20 минут, у нас разновозрастная группа от 4 до 8 лет, учитывая быструю утомляе-мость младших детей, мы иногда сокращаем продолжительность, в среднем он длится 12-17 минут. В работе использую планирование утреннего круга по неделям. В группе собрана карто-тека «Утренний и вечерний круг».
В качестве позывных для утреннего круга использую веселую музыку, звон колокольчика, бубен и другие инструменты, речевки и просто словесное объявление о сборе, меняю позывные не чаще чем раз в полмесяца, дети должны привыкнуть к ним.
Дети садятся в круг – на стульчики, на именные подушки, на ленточки-лучики общего солнышка, просто на ковер. Иногда начало проходит стоя, затем дети садятся, например, после позывных дети строятся в круг, разматывают волшебный клубок, передавая его друг другу вместе с приветствиями и пожеланиями добра, счастья и любви. У детей, стоящих в кругу и соединенных од-ной нитью, формируется чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма. Затем де-ти усаживаются в круг лицом друг к другу, все на виду, либо сидят на полу, либо на стульчиках. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Приветствия могут быть разными. Прежде чем его начать, показываю, как это делается. Важно, чтобы дети обращались друг к другу по имени, с улыбкой. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые же-сты. Мы выучили много веселых, занимательных, уважительных приветствий. Использую игро-вые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов, различные пред-меты, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть люби-мая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
В ходе всего утреннего круга, если есть необходимость, дети занимаются нормотворчеством, то есть обсуждают и устанавливают правила, по которым живут ( правила независимо от их содер-жания всегда: формулируются позитивно-«бегать и кричать можно на улице» вместо «не кри-чи», «бегать нельзя»; «внимательно слушай других» вместо «не перебивай других). Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм пове-дения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. При-мер: регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».
Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения и планирования.
Примеры:
Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?
Какое у вас настроение?
Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
Кто очень хочет задать вопрос?
Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями?
О чём бы вы хотели узнать?
Что бы вы хотели посоветовать?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Что вас порадовало (огорчило, удивило?
После приветствия обмениваемся информацией и новостями: календарные (погода, день не-дели, время года, праздник, групповые (сколько детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует; ближайший день рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе). Дети любят рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободны-ми, и «заданными». В понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела»
Все дети одновременно поделится новостями не могут, поэтому можно предложить вместе ре-шить: какое количество и кого мы сегодня выслушаем (девочек, мальчиков); сегодня делиться новостями будут те, у кого есть в одежде что-то зеленое; «Ты катись весёлый мячик быстро-быстро по рукам; у кого весёлый мячик, тот и новости расскажет нам»);
Правила подачи новостей: не регламентируем (только по одной короткой новости); не отбира-ем (только хорошие); не вытягиваем (мы еще не слышали твоих новостей); не запрещаем (об этом мы не говорим; запретных тем нет).
4. Игра: дыхательная и пальчиковая гимнастика; словесные («Найди рифму», «Закончи предло-жение»); игры - фантазии («Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки, истории от лица главного героя); игры - цепочки (берём игрушку, а по-следующее задание - поздороваться, рассказать новости - от лица персонажа); игры - тренин-ги («Покажи настроение», «Хлопни-топни», «Я превращаюсь»).
5. Игры по теме дня. Этот компонент утреннего круга направлен на познавательное развитие. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родите-лем, либо сам ребенок представляет сообщение.
6. Составление плана дня. Календарь дел. Выбор центра активности
Этот этап направлен на расширение информации о теме дня, тематической неделе, проекте (сообщается о том, какой будет проект на день, неделю, новые знания, обобщаются имеющие-ся, а также может быть встреча с интересным человеком, презентация; плавный переход к непосредственно-образовательной деятельности). Модель трё х вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься ( сами выбирают деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать). Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений. Воспитатель может использовать этот момент и как образо-вательный. (Я желаю вам сегодня быть успешными, чтобы у вас всё получалось. Удачного дня.)
В своей работе я стремлюсь к таким образовательным результатам утреннего круга : способ-ность ребёнка контролировать своё поведение, устанавливать контакты, выражать своё отно-шение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе, ис-пользовать элементарные нормы общения, сотрудничать со взрослыми и детьми в предложен-ных формах.