Наталья Ерёмина
Технологическое сопровождение в дошкольном образовании в рамках работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Н. Ерёмина
г. Троицк
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
Аннотация: Статья посвящена содержанию и организации логопедического сопровождения ребенка, используя технологические процессы, учитывая индивидуальные особенности дошкольника.
Ключевые слова: технология, сопровождение, учебно-методическая работа, коррекционное обеспечение, направления, формирование.
N. N. Eremina
Публикация «Технологическое сопровождение в дошкольном образовании в рамках работы учителя-логопеда» размещена в разделах
TECHNOLOGICAL SUPPORT IN PRE-SCHOOL EDUCATION THROUGH THE WORK OF A TEACHER OF SPEECH THERAPIST
Abstract : the Article is devoted to the content and the organization of logopedic support of a child using technological processes, taking into account the individual characteristics of the preschooler.
Key words : technology, support, educational-methodical work, remedial support, direction, formation.
Введение ФГОС ДО требует изменения методической работы в дошкольном учреждении. Модернизация технологического сопровождения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Большую роль играет методическое и технологическое обеспечение педагогов - это приобретение учебно-методических комплексов, методических средств, проекторов, экранов т. е. оснащение образовательного процесса. Это и создание сопровождающей продукции : программ, моделей, планирования – играет максимальную роль в развитии детей дошкольного возраста.
В работе используются и электронные презентации — это один из современных технологических методов работы, способствующий решению многих задач, а именно:
- возможность точной, доступной и яркой передачи информации;
- одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста;
- внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы.
Классификация технологопедагогического сопровождения в дошкольном образовании :
-Личностно - ориентированные педагогические технологии;
-Технологии саморазвития;
-Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе;
-Технология, предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально - психологической основе;
-Игровые технологии;
-Здоровьесберегающее технологии;
-Технология проектной деятельности;
-Технологии исследовательской деятельности;
-Информационно - коммуникационные технологии.
Технологическое сопровождение сегодня выступает как, направление в поддержки и помощи ребенку для решения задач в развитии, обучении, воспитании, социализации. Определяется как целостная система организованной деятельности, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития ребенка. В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности логопеда или педагога, но и других специалистов – психолога, дефектолога, социальных работников, педагога в структуре образовательных организаций. Речевая функция является одной из важнейших функций человека, так как в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования речевого развития ребенка, определяет направления работы, разрабатывает программу логопедического сопровождения, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультативную и просветительскую работу с родителями детей. Следовательно, технологическое сопровождение в логопедической работе представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Основные направления технологического сопровождения детей :
- Коррекционное: создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
- Мониторинговое: отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Профилактическое: создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
- Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Под технологией понимают процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе - педагогической проблемой. Процесс решения задач пронизывает всю деятельность логопеда, можно внедрить при формировании технологического сопровождения коррекционную деятельность, работая с дошкольником.
Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Технологическое сопровождение является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной, коррекционной деятельности логопеда.
Д. Пойа утверждает, что «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - поэтому добиться высоких результатов в работе учителя-логопеда позволят :
– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
– использование разнообразных технологических форм и методов логопедического воздействия;
– использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Технологическое сопровождение российского образования определяет необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования. Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы.
___Библиографический список
1. Абрамова И. В., Горькова К. А. Логопедическое сопровождение детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 301-305.
2. Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 821-824.
3. Научно-методический журнал Коррекционная педагогика. – 2014.- № 4. – С. 62.
4. Новоселова С. Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9. -13-16.
5. Недомеркова И. И. Годовой план работы дошкольной образовательной организации. Организационно-управленческое сопровождение реализации ФГОС // - М. : Учитель. - 2015. – С. 501.
6. Сыпченко, Е. А. Иновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ: метод. Пособие. – М. : Детство-Прес, 2013.
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.