Евгения Бувина
Стандарты Worldskills Russia в дошкольном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: данная статья раскрывает актуальность подготовки будущих педагогов в современных условиях и в рамках компетентностного подхода, а также необходимость овладением стандартами WorldSkills для повышения престижа педагогических профессий.
Ключевые слова: компетентностный подход; образование; движение WorldSkills, стандарты WorldSkills, воспитатель.
Публикация «Стандарты Worldskills Russia в дошкольном воспитании» размещена в разделах
В современных условиях профессиональная подготовка будущих педагогов в рамках компетентностного подхода на первый план выдвигает задачу формирования готовности выпускника к профессиональной деятельности [2]. В настоящее время одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется через опыт решения профессиональных задач, наличием деловых и личностных качеств, умением будущего специалиста осуществлять профессиональное саморазвитие. Организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования требует от педагога не только профессиональных знаний и умений, но, прежде всего, умений грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности, ставить и достигать поставленных целей, быть способным к коммуникации и принятию управленческих решений [1]. Сформированность компетенций у будущих педагогов в области дошкольного образования обеспечит конкурентоспособность специалиста, как на рынке труда, так и с точки зрения развития персональной карьеры.
Повышение престижа педагогической профессии воспитателя дошкольного образования, популяризация её среди молодёжи, демонстрация её значимости, уникальности, а также внедрение новых технологий в профессиональную подготовку воспитателей учреждений дошкольного образования – это направления, которые реализует компетенция «Дошкольное воспитание» в рамках проведения чемпионата WorldSkills [10].
Компетенция «Дошкольное воспитание» впервые была представлена в качестве презентационной на финале II Национального чемпионата «WorldSkills Russia» в 2014 году в Казани. В 2015 году компетенция «Дошкольное воспитание» была переведена из категории презентационных в категорию основные компетенции блока RU «Сфера услуг».
Сегодня компетенция «Дошкольное воспитание» является одной из многочисленных компетенций блока RU. На Отборочном этапе финала Национального чемпионата 2018 года в Ярославле в соревнованиях приняло участие 90 представителей из 71 региона Российской Федерации. Впервые в Ярославле была представлена группа «Юниоров» - участники от 14 до 16 лет из 19 регионов Российской Федерации. Менеджером компетенции «Дошкольное воспитание» основной группы является директор Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский педагогический колледж», кандидат педагогических наук – А. Г. Залялова. Менеджером компетенции «Дошкольное воспитание» группы юниоров является Руководитель Ресурсного центра по подготовке педагогических кадров Республики Татарстан ГАПОУ «Казанский педагогический колледж», кандидат психологических наук – Э. Э. Ульянова. Заместителем менеджера компетенции «Дошкольное воспитание» основной группы, техническим экспертом является заместитель директора по научно-исследовательской работе, кандидат педагогических наук – Н. П. Орлова.
Экспертное сообщество компетенции «Дошкольное воспитание» постоянно растет. Сегодня в группе сертифицированных экспертов работает 30 педагогов – преподавателей педагогических колледжей России. Более 100 человек насчитывает экспертное сообщество в группе экспертов по демонстрационному экзамену (преподаватели педагогических колледжей и представителей от работодателей) [4]. Более 70 экспертов имеют свидетельство на право проведения регионального чемпионата – преподаватели педагогических колледжей России. В перспективных планах экспертного сообщества расширение деятельности и организация сотрудничества с партнерами из ближнего зарубежья.
Дошкольные компетенции складываются из умений и знаний будущего педагога, которыми он овладевает в процессе обучения в профессиональной организации среднего образования и подготовки к чемпионату Ворлдскиллс Россия.
Рассматривая ФГОС СПО по направлению «Дошкольное образование», можно сказать о том, что стандарт состоит из общих и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть обучающийся. Сравнивая компетенции, заложенные в ФГОС СПО и компетенции чемпионата Ворлдскиллс Россия по направлению «Дошкольное воспитание», можно сделать вывод о том, что они взаимосвязаны и имеют одинаковые направления деятельности, знания, умения и навыки, которыми овладевает будущий воспитатель. Отличием содержания компетенций чемпионата Ворлдскиллс Россия является цифровизация образования обучающихся и практико-ориентированный подход [3]. Это позволяет будущим педагогам работать в условиях информационной трансформации общества.
Стандарты Ворлдскиллс – это знания, умения, навыки и конкретные компетенции, которые лежат в основе международного сотрудничества стран. Они отражают единую точку зрения на то, как должна выглядеть та или иная рабочая специальность или профессия. Цель чемпионатов и демонстрационного экзамена состоит в том, чтобы показать уровень навыков и умений разных людей в абсолютно одинаковых условиях. В соревнованиях по компетенции проверка знаний и понимания осуществляется посредством оценки выполнения практической работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования /И. А. Зимняя // Высшая школа. - 2004. - № 6. - С. 7-15
2. Давыдов, Л. Д. Использование компетентностной модели специалиста в формировании содержания профессионального образования: историко-педагогический аспект. Методическое пособие. /Л. Д. Давыдов. - М. : Издательский отдел ИПРСПО, 2004. - 20 с.
3. Павлова, О. А. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций /О. А. Павлова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. – 2016. – № 5–6. – С. 27–28
4. Положение об экспертном сообществе WSR. Утверждено Протоколом правления Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WSR)» №08 от 21.06.2017 (Одобрено Решением Экспертного совета при Союзе «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (WSR)» (протокол № 21/03 от 08.03.17). – М. – 17 с.