Светлана Миловидова
Специфика связанной речи и особенности ее развития
▼ Скачать + Заказать документы
Психологи выявили определенную последовательность становления речи ребенка.
В раннем детстве, для ребенка характерна речь по типу "ситуативной высказанности" То есть, собеседнику будет ясна речь, в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой говорит ребенок.
Далее речь ребенка становится контекстной, т. е, ее можно понять в определенном контексте общения. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимум речевых умений.
Публикация «Специфика связанной речи и особенности ее развития» размещена в разделах
Далее речь ребенка усложняется, ребенок начинает осознавать свою речь и вычленять ее компоненты. При обучении грамоте у ребенка формируется умения произвольного звукового анализа речи, умение свободно оперировать с синтаксическими единицами.
Следующий этап это переход от диалогической речи к формам монологической. . Рассмотрим:
Диалогическая речь - ситуативна и контекстуальна.
Диалогическая речь непроизвольна, реактивна. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики привычные сочетания слов. Диалогическая речь элементарна, отличии от других видов речи.
Монологическая речь- развернутый вид речи. Речь произвольна и организованна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание, контролируя каждое высказывание, и речь в целом.
Задачей изучения связанности речевого высказывания дошкольников является
развитие связного монологического высказывания в недрах диалогической речи. Для диалога характерно участие двух лиц, когда как монолог адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку. Это явление наблюдается в дошкольном возрасте. Если разговаривают дети между собой, в их репликах можно услышать сокращения, разнообразные отклонения от норм, употребление разговорных (просторечных) слов. А когда же дети рассказывают (описывают, рассуждают) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературном языком. Ребенок учится произвольности своего высказывания, но и в процессе диалога у него формируется важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше обращать внимания именно в дошкольном возрасте. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. Умения монологической речи формируется крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога и монологической речи. Самое главное – понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в самом раннем возрасте, ибо именно здесь происходит зарождение и развитие монологической речи. Монологическая речь –это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Наконец А. А Леонтьев отмечает, что организованный вид речи (каждое высказывание говорящий заранее планирует). Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания. Владение связной монологической речи – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное развитие зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и. т. п., которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по закону логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью,законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой. Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи и развития смысловых связей с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривание игрушек и картинок, причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности. В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая, как отмечалось выше, имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога. Диалогическая форма речи, являющая первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменить значение слов. Важно учитывать условия, формы и цели речевого общения. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанной с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, побудительных (просьба, требование,вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией. В спонтанном диалоги репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формы образования и непривычные словообразования, а также нарушение синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т. е. в диалоги происходит зарождение и развитие навыков монологической речи. Необходимо развивать у детей строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоги развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника. Оно представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Особенно отчетлива тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логической, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные, между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие предложения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами связей. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно – речевой деятельности как одной их неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.) . Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений.
В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку и его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно – выразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.
Обучение дошкольника родному языку представляет возможность и для решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние оказывает прежде всего воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержанию литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий также развивает у детей любознательность, уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как и рассказывание совместно, группами, предлагают и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступить ему и. т. д. Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Обучение родному языку, развитие речи представляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказывание, рассказывание, но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так при работе над смысловой стороной слова, над семантического обогащением словаря детей должны включатся в их речь и в понимании речи группы слов, обозначающие качества человека, так же и эстетические качества и оценки.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи. Формирование связной речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике, повествование (динамика событий в движении и времени, рассуждение (установление причинно- следственных связей). Формирование умение и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность. Эти умения характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформировано на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи. При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начато, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средство связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединение фраз. Самый распространенный способ соединение предложений – это цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку, лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно, синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится). Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.
Предложения могут соединятся и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются. А сопоставляются или даже противопоставляются «Наш знакомый охотник шел берегом лесной речки. <…> Испугался и влез на дерево. Из чащи вышла большая бурая медведица и с ней<… >». В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его. Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства смысловой законченности текста в целом. По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение. Описание – это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий, завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов описаний часто используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а за тем каждое качество или признак предмета, как лучик присоединяется к характеристики предмета.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явление природы, людей и животных. Обучение построению текстов –описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста. Повествование – это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное название повествования передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующее друг за другом события, сценки, картины.
Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка)-должна быть выдержана четко. Важная роль отводится обучению детей разным способом организации зачинов при построении повествования (слова однажды, как-то раз); может быть указано место и время событий, действия (Дело было летом. Это произошло в деревне.) В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголом, которые способны выстраивать последовательность действий и событий (шли-услышали-испугались-залезли-увидели-засмеялись-слезли-пошли). Дошкольники могут составлять разные типы повествования текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картине или по серии сюжетных картин.
Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество. Рассуждение – это текст, включающий причинно – следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. Структура рассуждения, как и описание, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не один, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный. Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение. Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот). Обучение составления текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использования схемы (модели) текста и разного рода упражнений.
Прежде всего развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значение слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания. Работа над грамматической формой слова и предложения, т. е. формирование грамматического строя речи, находится в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать имена существительные имена прилагательные в роде, числе и падеже. Это приводит к верному употреблению грамматических форм в связном высказывании. Особое значение здесь приобретает работа над синтаксисом, т. е. развитием и умения правильного построения разных типов предложений. Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи, работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избежать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.