Бутолина Марина
Специфика коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим расстройство аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика коррекционной работы с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра (из опыта работы Бутолиной М. Н. учителя-логопеда)
Людей с нарушениями в развитии следует
воспринимать такими, какие они есть, а,
не исходя из желания узкого круга людей
(Т. Питерс).
Когда я начала общаться с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, то поняла, что занятие с ним должно отличаться от занятий с другими детьми. Прежде, необходимо адаптировать окружение, пространство и виды совместной деятельности к его особенностям.
Публикация «Специфика коррекционной работы с ребенком дошкольного возраста, имеющим расстройство аутистического спектра» размещена в разделах
В процессе занятий необходимо было постоянно поддерживать сложившиеся стереотипы: регулярность и структурированность занятий, строгое соблюдение режима (одинаковое время начала занятий и их продолжительность) и ритуала приветствия, игры разминки, ритуал прощания проведение которой создает позитивный эмоциональный настрой. Логопедические занятия проходят как в индивидуальном, так и групповом режиме. Целью моей работы является – научить ребёнка с РАС активно пользоваться речью.
Задачи: 1) развитие коммуникативной (вербальной и невербальной) стороны речи; 2) совершенствование артикуляционной моторики и координации мелких движений пальцев рук и кистей; 3) развитие слухового восприятия и фонетико-фонематических процессов; 4) работа над дыханием, просодикой, артикуляцией и звукопроизношением; 5) развитие лексико-грамматической стороны речи; 6) развитие связной речи, речевого общения.
В структуру каждого занятия входит: мотивационная установка, развитие фонематического слуха, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов.
Для того, чтобы занятия были эффективны, необходимо было достичь взаимопонимания с его родителями, найти единые подходы к обучению и воспитанию, включить родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников коррекционно-развивающего процесса.
В основу которого положены следующие принципы, обеспечивающие наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка:
- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы);
- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития);
- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);
- принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком);
- принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию).
Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными принципами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка-аутиста.
Работая с аутичным ребёнком, постоянно находишься в педагогическом поиске, применяя различные методы обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходиться по ситуации,в зависимости от желания ребёнка. И порой лучше принять правила игры, предлагаемые им (не забывая о целях работы). Тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. Хотя поведение ребёнка во время занятия бывает разным, порой неадекватным и агрессивным, в любом случае следует сохранять спокойствие, не раздражаться, а постараться понять, чего он хочет, помочь выйти из состояния дискомфорта. Занятие должно проходить в доброжелательной атмосфере.
Для того, чтобы в комнате было комфортно заниматься потребовалось выполнить ряд необходимых условий:
первое условие - безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов;
второе условие – обеспечить комфорт и уют. Оформить комнату в приятные, неяркие тона, освещение должно быть мягким;
третье условие – наличие необходимого оборудования. Это место, где ребёнок играет и учится, которое требует содержательного наполнения: столик со стульчиком, игрушки, детские книжки, дидактические игры, материал для творчества, спортивное оборудование и др. ;
четвёртое условие – поддерживать порядок. Все предметы, вещи и игрушки должны иметь фиксированное место.
Для начала нужно раскрыть ребенка для общения; сформировать устойчивый эмоциональный контакт и положительное отношение к занятию; побуждать ребенка выражать желания с помощью простых просьб или обращений.
Для этого нужно вывести ребенка из его зоны комфорта:
- общение с ребенком должно быть эмоционально окрашено (интонация, мимика, жесты и т. д.);
- проговаривать каждый шаг и действие. Нужно больше говорить с ребенком, комментировать действия других,рассказывать, пополняя пассивный словарь;
- не сомневаться в его возможностях и не думать, что он достиг предела в чем-то, всегда требовать от ребенка большего;
- создавать ситуации, в которых ему придется попросить подать что-то, попросить помочь или показать и т. п. ;
- любое мотивированное действие или произнесенное слово должно сопровождаться похвалой взрослого;
- может быть полезно использование предмета-приманки, обладающего для ребенка высокой привлекательностью.
Бывает, ребенок отказывается общаться или что-либо делать по просьбе взрослого, избегает контакта, активно противодействует. Это может быть обусловлено различными причинами: неправильным воспитанием, невротическими и неврозоподобными расстройствами, личностными особенностями, проявление которых может обостряться в период возрастных кризисов.
При проявлении негативизма лучше следовать рекомендациям психолога:
1. При контакте с ребенком необходимо исключить психологическое давление на него, угрозы. Ошибочно рассматривать такое поведение как злостное, нарочитое упрямство и проявлять раздражение и гнев. Подобный подход усугубляет тяжесть нарушения.
2. Избегать ситуаций, провоцирующих вспышки негативизма, предупреждать и преодолевать нежелательные реакции ребенка, используя не директивную, гибкую тактику управления.
3. При организации коррекционной работы стремиться к предупреждению психической истощаемости и пресыщаемости путем своевременной смены и подбора видов деятельности, предметов; дозированной эмоциональной подзарядки.
4. Учитывать специфические интересы и влечения ребенка.
В этом мне помогают артикуляционные сказки. Они направлены на тренировку артикуляционного аппарата, развитие кинестетических ощущений, отработку правильного артикуляционного уклада звуков, положений рта, губ и могут быть интересны детям с РАС.
Прогулка с Язычком Яшей
Жил-был Язычок Яша в домике за красивым забором. (Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Заборчик»: широко открывает рот и улыбается так, чтобы были видны зубы, руки разводит в стороны) открыл он утром окно (широко открывает рот – «окошечко», зевнул и потянулся (тянет руки вверх).
Посмотрел направо, налево (выполняет упражнение «Часики»: высовывает язык изо рта, двигает им и глазами влево-вправо; движения должны быть скоординированными).
Посмотрел вверх-вниз (выполняет упражнение «Качели»: высовывает язык изо рта и кладет его то на верхнюю, то на нижнюю губу, одновременно поднимая глаза то вверх, то вниз).
Хорошее утро! Язычок улыбнулся (улыбается, чтобы были видны зубы) и решил испечь оладушки (выполняет упражнение «Накажем непослушный язычок»: располагает язык между зубами, прикусывает его и произносит: «Пя-пя-пя», одновременно соединяя ладони).
Налил Язычок чай в свою любимую чашечку (выполняет упражнение «Чашка»: «широкий» язык располагается во рту, его боковые края приподняты) и стал есть оладушки с вкусным вареньем (выполняет упражнение «Вкусное варенье»: облизывает верхнюю и нижнюю губу).
Вышел Язычок на улицу. Дул теплый ласковый ветер (выполняет дыхательное упражнение: подуть на ладонь, удаленную от лица на 30-40 см. вперед).
Зашагал Яша, а листва шуршала под его ногами: «Ш-ш-ш» (выполняет кинезиологическое упражнение «Кулак -ладонь»: руки лежат на столе, то сжимет их в кулаки, то положив ладони на стол, произносит: «Ш-ш-ш»).
Стал Язычок листочки считать: «Ша-шо-шу-ши» (произносит слоги и хлопает в ладоши).
Ему стало весело, и он запел: «Ша-ша-ша-ша – я иду, неспеша (шагает на месте); шу-шу-шу-шу – я листочками машу (взмахивает руками); ши-ши-ши-ши – как листочки хороши (улыбается); шо-шо-шо-шо – как в лесу хорошо (садится на корточки)».
Вдруг Яша увидел листочек, который парил в воздухе, и стал за ним следить.
Вот и сказочке конец, а кто Язычку Яше помогал – тот молодец!
Тигрёнок Рык
Жил-был Тигренок Рык в пещере за высоким забором. (Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Заборчик»: широко открывает рот и улыбается так, чтобы были видны зубы, руки разводит в стороны.)
Он был очень любопытным, часто открывал двери своей пещеры (широко открывает рот, смотрел направо-налево (выполняет упражнение «Часики»: высовывает язык изо рта, двигает им и глазами вправо-влево; движения должны быть скоординированными).
А еще Тигренок Рык был очень трудолюбивым. Каждое утро он наводил порядок: чистил свои клыки, мыл потолок и стены и только потом завтракал. Пек блинчики и пил чай из своей любимой чашечки с вкусным вареньем (выполняет артикуляционные упражнения «Чашка» и «Вкусное варенье»).
Потом Рык выходил во двор и кормил своих индюшат и лошадок. А когда справлялся со всеми делами, играл на музыкальных инструментах (произносит звук [д]).
Так однажды Тигренок Рык вспомнил, что не починил мотор у своей машины (произносит: «Д-дын, д-дын, д-д-д-д-д-д и крутит пальцем).
Ура! Заработало!», - закричал он. Как заработал мотор у машинки? (произносит «Р-р-р-р-р-р-р)».
Обрадовался Рык, а вот дворовые собаки рассердились и громко залаяли на него. Тигренок побежал за помощью к своим друзьям.
«Ра! Ро! Ру! Ры! Рэ!» - зарычали тигрята, и собаки ринулись наутек. Как рычали тигрята? (повторяет слоги).
Затем тигрята все вместе стали делать зарядку (выполняет речедвигательную гимнастику с жестовыми символами звуков Т. А. Ткаченко).
«Друзья, мы уже опаздываем в школу! У нас первый урок по музыке!» - воскликнул Тигренок Рык (на колючих ковриках исполняют «гаммы» - тактильно-кинестетические упражнения на автоматизацию звука [р] по методике Е. Ф. Архиповой).
Затем у тигрят был урок музыки. (Произносит «Ра-ра-ра-ра – в школу нам идти пора» и выполняют упражнение «Колечки»; «Ры-ры-ры-ры – много дел у детворы» и то сжимают кулаки, то кладут ладонь на стол; «Ру-ру-ру-ру – я портфель с собой беру» и соединяют ладони.)
Можно использовать детские песни в ходе занятий, игры с ритмами и мелодиями, которые помогут «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.
Перечень литературы:
1. Рудик О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: методическое пособие. М: ВЛАДОС, 2015.
2. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб. : Речь, 2007.
3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Лоблинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М. : Теревинф, 2014.
4. Рудик О. С. как помочь аутичному ребенку. Методическое пособие. – М. : ВЛАДОС, 2014.
5. Гайдукевич С. Е. Средовой подход в инклюзивном образовании// Инклюзивное образование, проблемы, перспективы. – Минск: Четыре Четверти, 2007.
6. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствамиаутистического спектра. Учебно-методическое пособие. – М. : ЦПМССДиП, 2010.
7. Манелис Н. Г., Хаустов А. В., Григорян О. О., Агафонова Е. Л., Костина И. А., Гончаренко М. С., Козорез А. И. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей / Под общей редакцией Касаткина В. Н. – М., 2006.
8. ХотылеваТ. Ю., Галактионова О. Г., Ахутина Т. В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. Методическое пособие. - М., 2013.
9. Ваш домашний логопед. учим ребенка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М. : ООО «Парус», 2007.