Шигалугова Эльмира Мухамедовна
Современные подходы профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Рябинушка»
г. Железноводск.
Статья
Современные подходы профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте
Воспитатель: Шигалугова Эльмира Мухамедовна
Публикация «Современные подходы профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Аннотация: статья раскрывает ключевые аспекты организации процесса профилактики ранней компьютерной зависимости у старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Основное место в статье отводится модели профилактики ранней компьютерной зависимости как универсального конструкта проектирования профилактической работы в детском саду
Ключевые слова: компьютерная зависимость, профилактика, старший дошкольный возраст, проектирование процесса профилактики, система профилактики, модель профилактики ранней компьютерной зависимости.
Под словом «профилактика» ВОЗ подразумевает комплекс способов и мер, которые способствуют устранению или сглаживанию причин, условий и факторов, вызванных аддиктивными поведенческими формами [1].
Исследователями выделяются различные виды, уровни и направления профилактики, которые имеют специфические цели, задачи и методы воздействия. Общей целью профилактической работы является устранении рассогласований и дефицитов в системе взаимоотношений личности.
Под профилактикой компьютерной зависимости следует понимать процесс предупреждения негативных тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях микросреды посредством выявления и нейтрализации факторов риска и причин зависимого поведения. В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.
Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к задачам первичной профилактики. По мнению Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот, первичная профилактика компьютерной зависимости должна осуществляется по четырем основным направлениям: широкая воспитательная работа в детской среде (оптимизация воспитательной функции семьи и образовательных учреждений); санитарно-гигиеническое просвещение подрастающего поколения (ознакомление с правилами психогигиены взаимодействия с компьютером); формирование адекватного отношения к компьютеру, его возможностям и связанных с ним угроз; развитие культуры информационной безопасности личности [4]. Авторы предлагают использовать информационные, образовательные, досуговые, деятельностные технологии.
Вторичная профилактика предпринимается в отношении детей с признаками компьютерной зависимости. Поэтому основана на своевременном выявлении компьютерных аддиктов с учетом генезиса аддиктивного поведения и направлена на предупреждение развития компьютерной зависимости.
На основании работ Е. В. Змановской, Л. В. Мардахаева, Ю. А. Клейберга и др. авторов в области профилактики отклоняющегося поведения в детском возрасте, нами выделены направления вторичной профилактики компьютерной зависимости : диагностика и педагогическая поддержка детей с признаками компьютерной зависимости; организация гуманистически-ориентированной воспитательной среды и деятельности, альтернативной аддиктивному поведению; проведение коррекционно-развивающей работы с детьми по снижению компьютерной зависимости посредством развития навыков общения со сверстниками и продуктивной детско-родительской коммуникации.
В качестве технологий вторичной профилактики могут быть использованы технологии индивидуальной работы, педагогической поддержки, коррекции межличностных отношений в системах «ребенок-сверстники», «ребенокродители». Третичная профилактика компьютерной зависимости, по сути, сводится к психотерапевтическому воздействию, реабилитации и ресоциализации компьютерных аддиктов и потому выходит за рамки психолого-педагогической деятельности.
Таким образом, в условиях образовательных организаций профилактика компьютерной зависимости реализуется на первичном и вторичном уровнях.
Основная сложность профилактической работы в этот период заключается в том, что педагоги и родители дошкольников, порой, недооценивают важность профилактики компьютерной зависимости. Вероятно, потому, что в поведении дошкольников еще не закрепилась устойчивая аддикция, так что взрослые не хотят думать о тех проблемах, которые еще только могут возникнуть.
Начиная со старшего дошкольного возраста, у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар. Социальная ситуация развития старших дошкольников характеризуется формирующейся способностью к осознанному восприятию социальных норм [2]. Этим определяется целесообразность и значимость профилактики компьютерной зависимости именно в старшем дошкольном возрасте.
Сущность профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте заключается в предотвращении и компенсации факторов риска аддиктивного поведения посредством активизации профилактического потенциала микросреды, прежде всего, семьи и дошкольной образовательной организации, и активизации личностных ресурсов самого ребенка.
Эффективность процесса профилактики ранней компьютерной аддикции зависит от комплекса внешних и внутренних условий.
К внешним условиям относят рациональное проектирование профилактического процесса, педагогически правильно организованную профилактическую деятельность, отбор и реализацию наиболее эффективных форм и методов профилактики.
Внешние условия всегда преломляются через индивидуальные особенности личности, ее деятельность и взаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условия, стимулирующие процесс профилактики.
Исходя из сказанного, под психолого-педагогическими условиями профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте будем понимать комплекс внешних и внутренних обстоятельств воспитательно-образовательного характера, а также мер коррекционно-развивающего воздействия на ребенка с признаками компьютерной зависимости во всех ее проявлениях (гаджет-зависимость, игровая компьютерная зависимость, интернет-зависимость, от реализации которых зависит успешность профилактической работы по предупреждению развития стойкой аддикции.
На основе теоретического анализа сформулирован комплекс психолого-педагогических условий профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте :
- прогностическая скрининг-диагностика признаков компьютерной зависимости у дошкольников;
- проектирование образовательных ситуаций для формирования у детей социального иммунитета к рискам зависимости от компьютера и развития элементарных навыков безопасного поведения в виртуальном пространстве и в процессе использования цифровых устройств;
- реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям с признаками компьютерной зависимости на основе учета генезиса и степени развития компьютерной аддикции;
- проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с выраженными признаками компьютерной зависимости в направлении игровой коррекции детско-родительских отношений и развития навыков общения и взаимодействия со сверстниками;
- педагогическое образование родителей в аспекте предупреждения компьютерной зависимости у ребенка и развития эффективной родительской медиации;
- методическое сопровождение воспитателей ДОО в направлении развития компетенций в сфере профилактики ранней компьютерной зависимости в старшем дошкольном возрасте.
Исходя из вышесказанного, приоритетным нами видится активное взаимодействие ДОО и семьи по профилактике гаджет-зависимости в старшем дошкольном возрасте через педагогическое образование родителей в аспекте предупреждения компьютерной зависимости у ребенка и развития эффективной родительской медиации, а также игровой коррекции детско-родительских отношений
Список использованных источников
1. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
2 Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 190 с.
3. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М. и др. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. – URL : https://cyberpsy.ru/literature/russian_kids_online.
4. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. – 2015. – № 3.