Нина Аштаева
Современные информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Современные информационно - коммуникационные технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время в нашей стране реализуются Стратегии развития информационного общества, которые связаны с доступностью информации для всех категорий населения и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании открывают новые возможности в обучении и воспитании дошкольников. В статье 20. Закона об образования в РФ» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально- экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Публикация «Современные информационно-коммуникационные технологии в педагогическом процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
Для современного этапа развития образования в условиях реализации ФГОС ДО характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, телевидение, кинофильмы) к так называемым новым информационным технологиям - мультимедийным презентациям, компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и т. д.
Актуальность использования ИКТ в организации педагогического процесса, обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» («Концепция досрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года», а так же Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года №273-ФЗ, Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования»)
Применение ИКТ в обучении определило важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим именно ему необходимым темпом и уровнем освоения образовательной программы, с заданной глубиной изучаемого материала.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого применения их в педагогической работе. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в современном мире позволяют педагогу проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.
Теоретические основы использования информационно- коммуникационных технологий в обучении дошкольников
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, которые используют специальные технические информационные средства. Компьютерные технологии развивают идеи программного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные – информационные технологии – это процессы сбора, подготовки, хранения, обработки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, видео, CD, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Ускорение раннего развития детей делает реальностью использование ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. В связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, это игра. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребёнок пользуется своим опытом, знаниями, впечатлениями. Ребёнок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.
Комплексное использование ИТК с привычной для ребё нка предметно- развивающей средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой и т. д. сформирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребёнка к реальному созиданию, сохраняет от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.
Занятия с использованием ИКТ должны содержать в себе не только непосредственную работу ребёнка с информационным средством (компьютером, интерактивной доской, но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная и иная детская деятельность направленная на оптимизацию воспитательно- образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.
Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую работу.
Заключительным этапом работы ребёнка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть составленный рассказ, иллюстрация к сказке, печатный рисунок, открытка, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован желанием ребёнка придумывать, созидать, воплощать.
В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребёнка единого образовательного поля.
Занятия с использованием информационных средств являются одним из этапов решения той или иной воспитательно– образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и началом грамоты, ознакомлению с окружающим миром.
Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности.
Целью ИКТ является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения, формированию исследовательских умений и подготовки личности «информированного общества».
Информатизация общества ставит перед педагогами задачи :
• Идти в ногу со временем;
• Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;
• Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность;
• Наставником в выборе компьютерных технологий;
• Сформировать основы информационной культуры.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии :
• в которых используются мультимедийные презентации; технологии;
• в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы;
• и технологии, в которых используются тестирующие программы.
Сегодня ИТК позволяют:
• Сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
• Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.
Основные направления развития ИТК:
• Использование компьютера с целью приобщения к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;
• Сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах воспитания и обучения, в вопросах использования ИКТ дома;
• Использование ИКТ педагогом в планирование, диагностиках, мониторингах, документации группы.
Преимущества компьютера:
• Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
• Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• Обладает стимулом познавательной активности;
• Представляет возможность индивидуального обучения;
• Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
• В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе;
• Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
Классификация программ:
• «Говорящие» словари иностранных слов;
• Простейшие графические редакторы;
• Игры – путешествия;
• Игры на развитие воображения, мышления, памяти;
• Игры обучающие математике, чтению;
• Мультимедийные презентации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
• Исследовательский характер;
• Легкость для самостоятельных занятий детей;
• Развитие широкого спектра навыков и представлений;
• Возрастное соответствие;
• Занимательность.
При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:
1. Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного раннее материала;
2. Подготовка к новому материалу - беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование занятия;
3. Подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности;
4. Собственная деятельность на компьютере;
5. Анализ занятия, подведение итога занятия.
При использовании ИТК в воспитательно-образовательном процессе детского сада нередко педагоги сталкиваются со следующими проблемами:
• недостаточная методическая подготовленность педагога;
• неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
• бесплановость, случайность применения ИКТ;
• перегруженность занятия демонстрацией слайдов, анимацией;
• несоблюдение санитарно- эпидемиологических правил.
ИКТ в ДОУ можно применять в следующих видах деятельности:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям;
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
• Оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;
• Оформление стендов группы и кабинетов;
• Оформление стендов, газет и буклетов для родителей;
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
• Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
• Ведение сайта ДОУ;
• Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
• Использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;
• Оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям ДОУ;
• Использование электронной почты.
Требования к организации работы детей дошкольного возраста с
техническими информационными средствами
Использование информационных технологий в работе с детьми должно осуществляться в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.
(СанПин 2.4.1.2660-10)
«4.19. Для занятий детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение. Оборудование помещения, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трё х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15 минут.
Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места:
• Занятие должно быть четко организовано и включать многократное переключение внимания детей на другой виды деятельности.
• Занятия должны проводятся лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность детей.
• Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера или интерактивной доски было чётким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов
• Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы лёгкие шторы или жалюзи.
• При работе с компьютером в помещении создаются специфические условия : уменьшается влажность воздуха, повышается температура, увеличивается количество тяжёлых ионов. Поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается ковры и ковровые изделия.
• Для поддерживания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка до и после занятий.
• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке.
Таким образом, занятия должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать сокращению процесса обучения и сохранению здоровья детей.
Личный опыт использования информационно- коммуникационных технологий в педагогическом процессе
Ещё несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили наглядные пособия, дидактический материал, карточки и раскраски, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые технологии для воспитателя. Теперь оформляя стенды группы, мы не берём в руки карандаши и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям : технологии сканирования, создания и обработки графических изображений, технологии создания презентаций, технологии создания и обработки текстовой информации.
В своей работе я пользуюсь следующими средствами ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, скайнер, телевизор, DVD плейер. Учусь работе на интерактивной доске., т. к. она была приобретена нашим ДОУ только в этом учебном году.
Я применяю информационно- коммуникационные технологии для ознакомления детей с социальным миром, работая по всем направлениям дошкольного обучения.
Компьютер существенно облегчил процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро найти произведение, предметные и сюжетные картинки, дидактические пособия, раздаточный материал, маски и медали многое другое.
Прежде всего, хочу сказать, что я не использую непосредственную работу детей на компьютере. Это в дошкольном возрасте не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства, в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном мире.
Опыт моей работы показал, что эффективное применение ИКТ при работе с детьми и родителями, положительно влияет на повышение качества воспитания и обучения детей.
Заключение
Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители и мы взрослые. Это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий.
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.
Использование информационных технологий помогают педагогу повысить мотивацию обучения детей, и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает занятия образно-понятийной целостностью и эмоциональными красками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
• расширяет общий кругозор детей
• возрастает уровень использования наглядности на занятии;
• повышается эффективность освоения программного материала воспитанниками
Использование ИКТ формирует у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом успешного формирования учебно-познавательной деятельности.
Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании дают возможность существенно обогатить и качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.