Папки-передвижки

Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по профессиональной ориентации дошкольников с ЗПР

Екатерина Кормилицина
Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по профессиональной ориентации дошкольников с ЗПР

Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по профессиональной ориентации дошкольников

Профессиональная ориентация детей – актуальная проблема современности, которую необходимо решать, начиная с дошкольного возраста. В настоящее время основная роль в комплексном воздействии на ребёнка в области профессиональной ориентации принадлежит образовательным учреждениям, реализующим практико–ориентированное обучение в соответствии с ФГОС ДО. Именно в дошкольном учреждении начинают формироваться начальные знания о многообразии видов деятельности.

Цели и задачи ранней профессиональной ориентации дошкольников

1. Дать воспитанникам начальные и разнообразные представления о профессиях;

2. Сформировать у детей положительное отношение к труду;

3. Способствовать развитию интереса к участию в посильной трудовой деятельности.

И всё же основная роль в процессе ознакомления детей с трудовой профессиональной деятельностью взрослых должна отводиться семье. В Законе «Об образовании» (ст. 18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

Проблема же состоит в том, что многие родители часто стремятся переложить свои обязанности воспитания детей на сотрудников образовательных учреждений: сначала на воспитателей детских садов, позже - на учителей, не понимая, что педагоги не могут заменить семью, родителей, их положительного влияния и примера. А потому перед педагогами ДОУ стоит множество задач по информированию, сотрудничеству и активному включению семей воспитанников в работу по профессиональной ориентации дошкольников.

Привлечение родителей в работу по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста должно проходить индивидуально и дифференцировано, при этом опираясь на разнообразные методы и сочетая различные формы сотрудничества. Именно совместная работа воспитателей и родителей поможет детям получить тот необходимый объём знаний о профессиях, сферах деятельности, который, возможно, повлияет на их выбор в дальнейшей жизни.

Формы совместной деятельности педагогов и дошкольников

Существуют ряд популярных и хорошо апробированных форм и методов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, но независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть полным, развёрнутым и максимально содержательным. В профориентационной работе педагогами ДОУ чаще всего используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии, выставки, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие, как педагога и ребёнка, так и детей между собой, а также взаимодействие с семьями воспитанников. Мы остановимся на некоторых формах работы и представим к рассмотрению наиболее часто используемые нами в повседневной работе в группе.

Беседа

Беседа – наиболее часто применяемая форма профориентационной работы в ДОУ. Как правило, воспитатели могут вести беседы с детьми не только сами, но и приглашать на тематические беседы родителей воспитанников, как представителей различных профессий. Ведь для детей дошкольного возраста интерес к работе родителей естественен. А непосредственное общение ребят с ними помогает понять, что из себя представляет та, или иная профессия. Дети при этом могут рассмотреть принесённые родителями орудия труда, фотографии, альбомы, видео, награды и т. д. Такие встречи-беседы помогают детям понять, нравится ли им данная профессия или нет, хочется ли им последовать примеру своих пап и мам.

Мы приглашали в группу для беседы родителей нашей воспитанницы, которые являются сотрудниками полиции. Они рассказали детям о том, как сами пришли в эту профессию, поделились тем, каким образом можно начать службу в органах, какими качествами должен обладать человек, желающий служить в полиции. Дети могли задавать, интересующие их вопросы, и тут же получали на них ответ. Ребят очень впечатлила эта беседа.

Экскурсия

Самые первые экскурсии с целью ознакомления с профессиями проходят для ребят в детском саду: они посещают кухонный блок, где знакомятся с поварами и их профессией, затем – медицинский кабинет, и узнают, что там работает не только врач, но и медицинская сестра.

В старшем возрасте для экскурсии с профориентационной целью мы выбрали посещение отделение полиции, где ребята познакомились с работой полицейского, узнали о том, какие функции выполняет дежурный отделения, смогли побывать в полицейской машине, рассмотреть амуницию офицера полиции, спецсредства (наручники, полицейскую дубинку и т. д). Помощь в организации и проведении этой экскурсии нам оказывали родители нашей воспитанницы, которые являются сотрудниками полиции.

Также была организована экскурсия для группы в библиотеку, где её сотрудники подробно рассказали о работе библиотекаря.

В подготовительной группе мы традиционно посещаем пожарную станцию, где сотрудники ПСО знакомят детей с особенностями своей профессии, говорят о необходимых навыках, которые позволяют им бесстрашно вести битву с огнём, показывают средства защиты, дают возможность посидеть в кабине пожарной машины, подержать пожарный гидрант. На экскурсии нас всегда сопровождают родители детей. Они помогают нам не только сопроводить их к месту назначения, но и запечатлеть на память данные мероприятия на фото и видеотехнику, что позже позволит использовать отснятый материал для изготовления и оформления стенгазеты, или тематических альбомов.

Наблюдение

Наблюдение – вспомогательная форма работы, которая, как правило, используется совместно с другими формами. Её можно использовать, например с выставкой или экскурсией. При этом необходимо, чтобы наблюдение было достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.

В нашем случае, дети неоднократно могли наблюдать за работой врача – мамой воспитанника нашей группы – прямо в медкабинете во время выполнения ею обязанностей. При посещении медкабинета внимание детей было обращено на стерильность помещений, общий порядок – все инструменты разложены по шкафчикам и ячейкам, некоторые лекарства находятся в холодильнике. В дальнейшем полученные из наблюдений знания дети используют вовремя сюжетно-ролевых игр.

Во время экскурсий за пределы сада дети часто имеют возможность наблюдать за работой дворников, работников службы благоустройства территорий, дорожными рабочими. Эти наблюдения также обогащают знания детей о труде, о разных видах деятельности.

Выставка

Выставка – это тоже одна из форм совместной работы педагогов с родителями, которая также может проводится по профориентации детей дошкольного возраста. Участие родителей в таком мероприятии позволяет детям узнать о профессиях не только своих мам и пап, но и познакомиться с деятельностью родителей их товарищей, друзей. Кроме того, хорошими вариантами выставок могут быть экспозиции на темы: «Профессия моей мечты», «Известные творческие/рабочие/военные династии», которые могут отражать интересы воспитанников, их мечты, а также уровень знаний о различных видах деятельности человека.

В детском саду мы регулярно организовываем тематические выставки. Некоторые из них посвящены профессиям. Одна была посвящена профессии «военный» (приурочена к 23 февраля, в которой приняли участие воспитатели, дети и родители. Ребята подготовили на выставку рисунки и поделки, воспитатели – печатный материал, стенгазеты, а родители – макеты военной техники.

Позже была устроена большая интересная выставка, посвящённая театру. Ребята узнали много нового о театральных специальностях: «кукольник», «декоратор», «кассир», «гардеробщик», «режиссёр», «костюмер», «гримёр», «осветитель сцены» и другие.

Презентация

Презентация – форма работы, которая требует от родителей творческого подхода и некоторого количества потраченного времени. Предполагается, что воспитатель даст родителям небольшое домашнее задание на тему, связанную с ранней профориентации детей группы.

Данную форму работы мы выбрали в период изоляции, когда родители не могли участвовать очно в работе группы. Мы предложили папам воспитанников записать небольшие видео-ролики о своей профессии, о том, что их увлекает. Собрав все ролики в единую презентацию, мы назвали её «Папы разные нужны, папы разные важны». Считаем, что данная презентация помогла расширить представления детей о мире профессий, о том, как важна работа для отцов, что каждый из них относится к своей профессии как к значимой части собственной жизни, и что работа является для них средством самореализации и самовыражения.

Игра

«Большое значение в формировании образа мира ребёнка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности… Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка…» А. Г. Асмолов

Помня, что одним из принципов организации работы по ранней профориентации дошкольников является региональный компонент, мы тоже учли особенности нашего региона проживания и востребованность профессий на территории Санкт-Петербурга. И мы решили организовать в группе игровой уголок «Туристическое агентство». В результате чего дети познакомились с такими понятиями, как «экскурсовод», «гид», «туристическое агентство», «туристическое бюро», «каталог путешествий», «путеводитель», «путёвка», «гостиница», «отель», «номер», «туристический ваучер», «менеджер по туризму» и т. д. Это поспособствовало развитию интереса к страноведению, краеведению, а также к расширению представлений о разнообразии профессий в сфере туризма. Для организации данного игрового уголка родители воспитанников помогли нам собрать карты Санкт-Петербурга и области, путеводители, каталоги и другие предметы.

Эта игра очень заинтересовала ребят, и мы расширили её границы с помощью атрибутов, добавив новую часть – «гостиничный сервис». Наши «туристы» теперь приезжают в гостиницу, посещают кафе и отправляются не только на пешие экскурсии, но и в автобусные туры.

Проектная деятельность

Привлечение родителей к профориентации детей может осуществляться через проектный метод. Здесь так же важен принцип сотрудничества, взаимодействия, взаимопонимания.

Проекты могут быть разными, в том числе освещающие темы профориентации. Например, можно сделать проект «Старинные русские профессии», который затронет специальности, ушедшие или уходящие из современного мира (бондарь, водонос, извозчик, трубочист и т. д). Проект может быть посвящен профессиям родителей, бабушек и дедушек. Проект может быть посвящён краеведению, например, «Памятники, посвящённые профессиям». (Это петербургские памятники водовозу, городовому, фонарщику, дворнику, менеджеру, пожарному и др.)

Конкурсы

Одной из эффективных форм работы педагогов с родителями являются конкурсы.

Конкурсы, в которых участвуют дети, особенно командой, очень объединяет родителей, как и самим ребят. Для таких конкурсов родители могут изготавливать элементы костюмов, атрибуты, поддерживать команду речёвками, плакатами или другими предметами, которые вдохновляют и ободряют детей, участвующих в мероприятии. И если дети видят, что родители готовы потратить своё время и свои силы на изготовление костюмов, атрибутов, что родители трудятся во благо них, со временем дети осознают важность безвозмездного труда во благо ближних людей.

Наши ребята участвовали в районном конкурсе профессий, представляя команду «Стюардессы». Костюмы к конкурсу нам помогли изготовить мама и бабушка двух воспитанниц, которые пошили для всей команды юбочки и шейные платочки. Также родители помогли подготовить атрибуты к выступлению: предметы с логотипами известных российских авиакомпаний.

Совместный труд

Почему-то редко упоминается такая форма работы, как субботник, являющийся совместным трудом. Ежегодно в стране проводятся субботники – весенний и осенний. Педагоги всегда по велению души выходят в эти дни для того, чтобы привести свои сады в красивый, ухоженный, аккуратный вид. Не для кого ни секрет, что многие родители с большим энтузиазмом готовы разделить хлопоты по уборке территорий сада вместе с воспитателями, педагогами. Некоторые родители приходят с детьми, которые тоже выполняют посильную работу: сгребают детскими граблями ветки, сухие листья и собирают их в небольшие кучи. Они могут во время работы родителей, занятых чисткой и уборкой, сложить в беседках игрушки, детский инвентарь. Как правило, детям это доставляет огромное удовольствие и заставляет испытать гордость, что они, как взрослые люди, пришли на субботник и у них есть свои собственные обязанности. К тому же им всегда приятно, что именно их мамы и папы помогают в этот день любимым воспитателям.

Точно также родители с детьми могут участвовать в благоустройстве территории сада к ЛОК, в посадке растений в вазоны и клумбы, в уходе за огородом

Досуг

Досуги призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества с семьёй могут использоваться и для расширения представлений детей о различных профессиях.

Например, на День матери мы организовывали досуги, в которых принимали участие мамы, как работники определенных профессий. На одном из таких досугов дети познакомились с мамой-швеёй и мамой-поваром. Дети смогли узнать о том, что нужно, чтобы уметь хорошо шить, какие предметы нужны для шиться, какие бывают ткани, какие бывают швейные машины, а ещё смогли сами пришить пуговицы на лоскуты ткани. Так же они смогли поучаствовать в приготовлении печенья из песочного теста.

А на 23 февраля у нас проводились спортивные соревнования, в которых принимали участия папы-военные. Это мероприятие помогло сблизить участников педагогического процесса – детей, отцов, педагогов, а также развить у ребят интерес к профессии военного.

Вывод

Подводя итоги, нужно отметить, что, формируя у дошкольников первичные представления о труде взрослых и положительное отношение к труду, его роли в жизни каждого человека, мы закладываем основы профессионального самоопределения ребёнка в будущем.

И хочется завершить словами А. С. Макаренко: «Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства.» Давайте воспитывать наше подрастающее поколение совместными усилиями: усилиями семьи и усилиями педагогов, и тогда мы будем спокойны за наше будущее, будущее нашего народа, будущее нашей страны.

Список литературы:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 18.

2. 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Психология образования» под ред. Асмолова А. Г., Москва, Юрайт, 2019

3. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921 - 1928 гг. /Сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. - Новгород: 2007

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по профессиональной ориентации дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 28 октября 2024 в 12:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная деятельность педагогов ДОУ и семьи по профессиональной ориентации дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кормилицина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. День бабушек и дедушек. Передвижка
Современная жизнь задает быстрый темп, родителям приходится много работать. Хорошо, когда у детей есть бабушки и дедушки, которые всегда выручают, дают мудрые советы и нередко становятся единственными, кто...
27 октября. День автомобилиста. Передвижка о транспорте

Ежегодно в последнее воскресенье октября в нашей стране отмечается День автомобилиста. Это профессиональный праздник всех работников автомобильного транспорта. Знакомим детей с транспортом — ведь это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД