Ирина Мирошниченко
Статья «Социализация и организация игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Исключительное значение для развития и вхождение в мир культуры имеют произведения искусства и литературы для детей. Через их восприятие ребёнок приобщается к культуре человечества, родному языку, нравственным нормам поведения.
Детская литература является бесценным источником смыслов, ценностей, что чрезвычайно важно для нравственного и эстетического развития. Восприятие художественной литературы является одним из главных развивающих видов деятельности. Характерно, что многие литературные произведения для детей в той или иной форме получают отображение на экране, стремительно вытесняя восприятие литературного текста. Знакомый детям и популярный персонаж произведения, как правило, получает своё воплощение и в игрушке. Таким образом, возникают герои детской субкультуры, которые существуют в трё х ипостасях: как персонаж книги, как герой фильма и как образная игрушка. Среди них есть замечательные герои, любимые детьми (Смешарики, Маша и Медведь, Кот Матроскин, Винни -пух и др.). Наряду с этим с экранов и из печатных изданий в жизнь современных детей приходят весьма сомнительные персонажи, которые тоже быстро находят своё отражение в игрушках- Человек-паук, Бакутаны,монстры и пр. Поскольку игрушки-персонажи всегда являются знаком какого- либо сюжета прежде всего они становятся материалом для сюжетной игры. Вместе с тем содержанием игры не может стать точное воспроизведение заранее разработанного сценария и заученных слов. Это активное, творческое воссоздание того, что понятно и значимо для детей. Игра- процесс творческий, спонтанный. Но воспитатель должен создать условия для разных видов сюжетной игры. Это даст детям дополнительные возможности развития. В игре дети самостоятельно выстраивают игровой сюжет со всеми хитросплетениями отношений между персонажами. Дети выступают в роли режиссёра, действуют за кукол и животных, говорят за них, озвучивают их желания. Со временем опыт соучастия в драматизации распространяется на самостоятельную режиссёрскую игру с персонажами. Чтобы игра действительно увлекла детей и затронула каждого из них, воспитатель должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми воспитатель вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой. А так же помогает преодолевать различные затруднения у детей, одобряет их достижения. Совмещение воспитателем двух разных ролей- участника игры и старшего наблюдателя, помощника, регулировщика- важная отличительная особенность участия взрослого в игре детей любого возраста.
Публикация «Статья „Социализация и организация игры“» размещена в разделах
Главным законом руководства игрой являются понимание и применение развития сюжета (завязка- развитие- кульминация -разрешение) как основы игрового детского действа. Важно помнить, что дети- не пассивные наблюдатели активности воспитателя, а активные участники и в меру своих возможностей авторы своей игры.
"ОКУ Елецкий СРЦ" Мирошниченко И. В.