helena grishenko
Что такое социализация? Важность сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое социализация дошкольника? Важность сюжетно – ролевой игры в социализации дошкольника»
• СОЦИАЛИЗАЦИЯ -это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Публикация «Что такое социализация? Важность сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
• Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает:
Детский сад
Родители
Общество
• Факторы социализации личности ребенка
Внешние факторы
Определяют содержание и форму социализации, определяют направление дальнейшего развития
Семья
Детский коллектив
Центры раннего развития
Кружки по интересам ДОО
Культурные центры
Религия социальной группы.
Внутренние факторы
Индивидуальные особенности ребенка, влияющие на формирование у него картины окружающего мира. Определяют стиль переживания межличностных отношений.
• Детский сад основной институт социализации дошкольников
Условия для успешной социализации воспитанников :
Использование здоровьесберегающих технологий;
Реализация общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность;
Эмоциональное благополучие ребенка, комфорт в его душе (высокая самооценка, ориентация на достижение целей, наличие положительных эмоций);
Развитие коммуникативной компетентности т. е. способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты;
Целесообразное наполнение предметно-пространственной среды;
Профессионализм воспитателей и всех педагогов ДОО.
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОО:
педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Базовые социальные навыки ребенка в ДОО:
навык соблюдать правила этикета;
навык соблюдать правила безопасности;
навык сотрудничества и взаимодействия с окружающими;
навык соблюдения общих правил, договоренности;
навык применения позитивных способов решения конфликтных
ситуаций.
С какими трудностями сталкиваются педагоги при социализации воспитанников?
Игра ребенка выполняет следующие функции (С. А. Шмаков) :
Функция социализации;
Функция межнациональной коммуникации;
Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»;
Коммуникативная функция игры;
Диагностическая функция игры;
Игротерапевтическая функция игры;
Функция коррекции;
Развлекательная функция.
Особенностью игровой деятельности детей:
Является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения своеобразно. Своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимание и осмысление ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Сюжетно – ролевая игра – важнейшее средство социализации дошкольников :
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Основное значение сюжетно-ролевой игры :
Состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность (С. Л. Рубинштейн).
Задача сюжетно-ролевой игры направлена на три аспекта:
развивающий;
познавательный;
воспитательный.
Основой сюжетно-ролевой игры :
Является ситуация мнимая, или воображаемая, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.
Структура сюжетно-ролевой игры :
• Сюжет;
• Содержание;
• Роль.
Сюжеты детских игр :
бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.);
производственные (игры строительные, сельскохозяйственные и др., то есть игры, отражающие профессиональный труд людей);
общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).
Содержание сюжетно-ролевой игры :
В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.
Что может служить источником содержания сюжетно-ролевой игры дошкольника?
Игрушка;
Прогулки, экскурсии;
Ответы на детские вопросы;
Художественная литература и т. д.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Условия применения сюжетно-ролевой игры для развития социальных представлений у дошкольников:
направленность содержания игры на развитие и воспитание каждого ребёнка;
соответствие замысла игрового сюжета интересам детей с целью создания ситуации увлечения ролевым действием;
эмоциональная насыщенность игрового сюжета, познавательная и социальная ориентированность;
обязательность сопровождающего игрового взаимодействия педагога и воспитанника.
Вывод:
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
В игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.