Марина Чмутова
Семья — самое главное в жизни человека. Семейное воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
[Семья- самое главное в жизни человека
Семья занимает большое место в жизни каждого человека. Именно в ней он делает первые шаги, начинает познавать окружающий мир. Что же такое семья? Это союз близких людей, в основе которого лежит брак, родство. Усыновление или удочерение. Ее члены живут вместе, связаны общим бытом, несут ответственность друг перед другом, причем не только моральную, но и юридическую, обеспечиваемую в ряде случаев правовыми санкциями.
Публикация «Семья — самое главное в жизни человека, Семейное воспитание» размещена в разделах
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости. Жизнь на каждом шагу выдвигает перед родителями разнообразные вопросы, которые им, как воспитателям, приходится решать, постоянно, ежечасно.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомыми понятным, а иногда даже делом легким,- и тем понятнее и легче оно, чем менее человек теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умения, то есть навык, но не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
Воспитание детей – важнейшая задача родителей. Это их и радость и забота. Вместе с тем, это их долг, их право и обязанность, установленные законом. В воспитании подрастающего поколения глубоко заинтересовано государство. Поэтому оно законодательно регулирует родительские права и обязанности, оказывает разностороннюю помощь семье через школу, органы опеки, здравоохранения и социального обеспечения.
Тревоги и радости родителей приходят в дом так же, как тревоги и радости детей, становятся одинаково дорогими для всех. Дети вникают в трудовые будни своих родителей.
Так образуется та общность духовных интересов, которая представляет собой самую прочную основу семейного коллектива. Духовная общность членов семьи укрепляется
В обмене мыслями о жизни, о ее отражении в литературе и искусстве. Постепенно у взрослых и детей складывается единство мнений и взглядов. Объединяет членов семьи взаимная дружба и забота, совместное участие в домашних делах. Если дети уважают своих родителей, прислушиваются к их советам и требованиям, это значит, что в семье существует родительский авторитет. Если дети не считаются с отцом и матерью, «отбиваются от рук», это значит, что авторитет родителей невелик. Авторитет – высокая значимость личных качеств и жизненного опыта родителей и основанная на этом сила
Родительского влияния. Сам смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать «простым детским глазом»
Перед родителями, как перед любыми воспитателями, возникает вопрос: какими путями обеспечить и поддерживать свой авторитет.
В некоторых семьях доживает старый быт. Детей держат в «ежовых рукавицах». В пьесе Островского «Гроза» именно так Кабаниха воспитывала своего сына Тихона подлинный авторитет? Конечно, нет. Сын боялся матери, подчинялся ей, но рад был любому случаю вырваться из ее власти. В обстановке постоянного подавления Тихон вырос безвольным, забитым, пассивным.
Иногда родители проявляют нарочитую сухость, искусственно создают «дистанцию» между собой и детьми, полагая, что таким образом внушают уважение к себе и утверждают свой авторитет. Такой «авторитет» - на самом деле не авторитет. Как глубоко ошибаются многие, даже из лучших отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, недоступной важностью. Они думают этим возбудить к себе в детях и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости». Не сухость, а доброта и чуткость вызывают живой отклик в душе ребенка.
Но ошибаются и те родители, которые пытаются утвердить свое влияние на детей поблажками и заигрыванием. Дети справедливо усматривают в таком поведении родителей слабость и беспомощность. Отсюда – панибратское, «мои старики», «мои предки»
Во многих семьях существовали и существуют отношения, основанные на слепой родительской любви к детям. Особенно мамы и бабушки «заласкивают» детей, потакают им прихотям, ничего не требуют. Ребенок всегда и во всем прав, все пляшут под его дудку. Такой баловень вырастает эгоистом, черствым и неуважительным к родителям.
В хорошей семье существуют искренние, дружеские отношения между родителями и детьми. В ребенке видят растущего человека и уважают его достоинство. Ему не приказывают, не ведут по жизни за ручку. Родители отдают ребенку свой жизненный опыт, богатство своей души. Дети следуют советам старших, добровольно выполняют их требованиям, сами отыскивают правильные пути, учатся избегать ошибок.
Малые дети просто подчиняются взрослым. Подрастая, они накапливают собственный опыт и жизненные наблюдения, приобретают критическое чувство, способность сопоставлять и сравнивать поступки своих родителей со складывающимися представлениями о нравственном идеале человека. Эти представления формирует у детей литература, вся окружающая жизнь и в особенности школа. Большое счастье для детей – увидеть черты своего нравственного идеала в жизни и поведении отца и матери. Тяжкое разочарование – убедиться в том, что родители не обладают этими чертами. Чем старше дети, тем большее значение приобретает для них общественный облик родителей. Жизнь семьи неотделима от жизни общества. Дети должна знать, что вы общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом» - давал добрый совет родителям А. П. Макаренко. Дети любят и уважают родителей за доброту к людям, за честность и благородство, за силу духа, за умелые трудовые руки.
Отец и мать, основные воспитатели в семье, поэтому они должны действовать в полном единстве, создавать единый фронт. Родители договариваются между собой, как поступить в каждом случае, важном для воспитания, например, как готовить ребенка к школе, какие закреплять поручения по домашнему труду и самообслуживанию, как организовать чтение, занятия спортом и т. д.
Наблюдая за поведением ребенка, его интересами и склонностями, за формированием характера, отец и мать подмечают те или иные черты и опять таки сообща решают, как быть. Например, у ребенка обнаружился слух и музыкальный голос или особый интерес к математике. Родители уславливаются о том, как помочь ребенку расширить свои знания по любимому предмету или виду искусства. Действуя в согласии родители во много раз умножают силу своего влияния. Нет такой стороны жизни и развития детей, которая оставляла бы родителей равнодушными, и нет при этом таких вопросов, по которым они не могли бы договориться, принять правильное решение, действовать дружно и согласованно. Если родители действительно озабоченны воспитанием своих детей, они легко преодолевают разногласия и приходят к единому мнению. Нарушение этого правила приносит огромный вред детям, уродует воспитание. Начинается, казалось бы, с мелочей. Сын просит деньги на кино, отец ему отказывает, потому что сын не приготовил уроки. Мальчик обращается с этой же просьбой к матери. Вместо того, чтобы заставить сына заниматься, мать дает ему деньги и еще предупреждает, что это должно быть в тайне от отца.
Или еще пример: мать поручает дочери помыть посуду. Дочь отказывается, мать настаивает. Конфликт разгорается, дочь начинает плакать. Отец выходит из терпения и говорит матери, что не следует из – за пустяков поднимать шум, огорчать ребенка.
Что же получается? В первом случае мальчик с помощью матери уклоняется от приготовления уроков, во втором дочь, опираясь на поддержку отца, отказалась выполнять работу по дому. Более того, родители невольно побудили детей лгать, приспосабливаться. В некоторых семьях отец всегда строг, а мать добра и все прощает. И ребенок в присутствии строгого отца – тихоня, а на глазах всепрощающей матери позволяет себе все. Поведение ребенка раздваивается, характер портится. Нередко бабушка или дедушка оберегают внука или внучку от любых требований отца и матери. Мать и отец из – за уважения к бабушке и дедушке уступают. Это мешает воспитанию у детей твердых правил поведения, чувство ответственности за свои поступки.
Еще хуже, когда мать и отец при детях затевают спор, обрушиваются друг на друга с обвинениями, и в частности по поводу воспитания. Это вызывает у детей тяжелые переживания. Он любит отца и мать, ему трудно решить кто из них прав. Такие споры подрывают авторитет родителей, озлобляют и отчуждают детей.
«Слова зовут, а примеры влекут» - говорит народная мудрость. Примеры жизни и борьбы великих замечательных людей искусства, науки и литературы всегда влекли молодежь. Наши дети воспитываются на примере жизни выдающихся людей прошлого и настоящего, героев литературы и кино, Но особенно сильное влияние на детей оказывает облик близких людей и непосредственных воспитателей – родителей и учителей.
Поведение маленького ребенка строится главным образом на подражании старшим: отцу, матери, старшему брату, товарищу.
В большинстве своем родители подают хороший пример и положительно влияют на своих детей. Они раскрывают перед ними лучшие стороны своей личности и вызывают стремление подражать себе. Щедрость души родителей порождает такие же душевные качества у детей. Если отец и мать живут мыслями о детях, о делах своего рабочего коллектива, дети чувствуют и приносят в семью свою взволнованность событиями школьного дня. Если родители любят читать, увлекаются шитьем, вязанием, техникой, их интересы передаются детям. Если родители – люди жизнерадостные, оптимисты, их дети не могут расти мрачными и нелюдимыми.
Школа и вся наша большая жизнь учат детей найти идеал, пример которому они будут следовать. Ровняясь на свой нравственный идеал, наше подрастающее поколение строго и требовательно оценивает дела и поведение окружающих, и прежде всего родителей. Выдержать такой суд нелегко. Дети не прощают фальши, криводушия. Они высоко ценят правду и справедливость, честность и неподкупность. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво, воспитывать свои мысли и чувства, неутомимо работать над собой.
Глубоко был прав Л. Н. Толстой, когда говорил:»Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. И если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?
Присматриваясь к бытовому труду родителей, участвуя в этом труде, дети проходят первую школу трудового воспитания. Мы нередко слышим, с какой гордостью дети говорят «Наш папа или мама умеет все» Это ли не признание высокого авторитета? И каким жалким в сравнении с ним выглядит авторитет тяжелой руки, отравляющий жизнь ребенка.
Как замечательно звучит, когда отец говорит сыну: «Смени, пожалуйста электропроводку в кухне, у тебя это хорошо получается.» Или «Не покрасишь ли ты нам заново комнату?» Взрослея, сын возьмет на себя ряд обязанностей по дому, приусадебному участку или общественно полезному труду, находя в них приложение своей мужской силы и жажды полезного дела.
Отец чутко, заботливо и любовно относится к матери, помогает ей, сознавая, что ей достается больше семейных забот. В этом ярко проявляется его мужество и благородство. Отец – сильный человек, с ним можно поделиться большим переживанием. Он поймет и справедливо рассудит. Чем богаче отец душою, тем более глубокая и искренняя дружба связывает его с детьми.
Наши дети стремятся скорее стать взрослыми, и в этом стремлении они в качестве примера для подражания избирают мать, отца, учительницу, старшего брата, сестру.
Авторитет родителей есть показатель нормальных отношений между воспитателями и воспитанниками. К сожалению, нормальные отношения не всегда родители понимают одинаково. Истинным основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Для подлинного авторитета необходимо: любить труд,
болеть за общие успехи, быть активными общественниками, читать книги, газеты, журналы, создавать нормальную атмосферу в семье, когда все ее члены с удовольствием и радостью собираются после трудового дня вместе, проявляют высокие требования к себе и детям. Требовательность к детям должна сочетаться с уважением к ним, не допускать в семье и на работе, в общении с окружающими людьми расхождения слова с делом.
Методы воспитания в семье :
Любовь
Взаимоуважение
Дружеские отношения
Взаимопонимание
Покой
Теплота
Счастье и т. д.
Литература.
• СоловейчикС. Л Педагогика для всех. М. 1987г
• Варюхина С. И. Истоки добра. – Минск. 1987г.
• Карклина С. И. Проблемы семейного воспитания. – М. 1983.