Сания Азеева
Консультация для родителей «Развивать самостоятельность ребенка. Как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Определенные качества и способности у ребенка появляются постепенно, по мере освоения разных видов деятельности. Поэтому для развития тех или иных желаемых качеств недостаточно говорить о них - необходимо определенным образом организовать, выстроить повседневную жизнь и, главное, деятельность ребенка, причем с самого раннего возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Развивать самостоятельность ребенка, Как?“» размещена в разделах
Воспитывая ребенка, каждый взрослый в своих требованиях к нему вынужден «балансировать» между двумя полюсами: безоговорочное послушание или неограниченная свобода. Выбор крайних позиций, как всегда, будет большой ошибкой и приведет к негативному результату. Необходима некоторая «золотая середина», предполагающая некоторый «коридор свободы» с определенными правилами и ограничениями. Как найти свою «золотую середину» каждому родителю для каждого ребенка? Готовых рецептов нет.
Вместе с тем не случайно для развития тех или иных способностей практикой воспитания выработаны общие подходы, закрепленные опытом многих поколений. Так, например, для формирования музыкальных или, скажем, математических способностей нет другого пути, как постоянные занятия музыкой или математикой. Однако это касается так называемых специальных способностей. А можно ли формировать обобщенные (интегральные) качества, например такую характеристику личности, как самостоятельность? Конечно, можно и даже нужно, если мы хотим вырастить самодостаточную личность.
Принципиально подход к развитию самостоятельности такой же, как и при формировании любой способности: необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом, конечно, важно учитывать индивидуальные качества и задатки ребенка : особенности нервной системы, строения мозга и конституции тела, все это, безусловно, оказывает существенное влияние на процесс деятельности. Поэтому в одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален, ведь каждый ребенок - особый мир, неповторимая личность. Любящая мать, любой взрослый, искренне заинтересованные в судьбе ребенка, могут интуитивно подобрать для него благоприятные условия развития.
Если самостоятельность постоянно «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в конечном итоге «закрепляется» как положительный личный опыт ребенка и тем самым становится качеством его личности. Для развития самостоятельности не важно, что именно делает ребенок, главное, чтобы он делал это сам. Необходимо предоставлять ему как можно больше самостоятельности на всех этапах-от принятия решения что-то сделать до исполнения задуманного и оценки полученного результата. Хотя содержание действий играет вспомогательную, второстепенную роль, очень важен положительный эмоциональный настрой и, конечно, успешный результат - чтобы ребенок переживал радость, удовольствие, как от самого действия, так и от полученного результата. Яркая игрушка вызывает желание ее потрогать. Ребенок радостно тянется (ползет, бежит) к ней. Но если ряд попыток приводит к неудаче, наступает негативная реакция (слезы, агрессия) и может возникнуть отказ от повторных усилий.
А если просто давать ребенку все, что он хочет, предупреждая каждое его желание? Да, конечно, он постепенно оставит попытки добиваться чего-либо самостоятельно, но зато привыкнет получать, а затем - и требовать от родителей (и не только от них) исполнения своих возрастающих потребностей. И если мама вместе с бабушкой продолжает ублажать растущее чадо, немедленно откликаясь на все его нужды, неизбежно вырастает инфантильное и нередко весьма требовательное существо, целиком зависимое от своих «кормилиц». Они, может быть, уже тяготятся выбранной ролью, мечтают увидеть своего выросшего ребенка самостоятельным и успешным, но продолжают решать за него все жизненные проблемы, потому что он практически мало что может.