Алена Казьмина
Консультация «Роль старшего поколения в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль старшего поколения в семье»
Большую роль в семье играет старшее поколение - бабушки и дедушки.
Отрицать огромную роль бабушек и дедушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне, поскольку подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи старшего поколения обеспечить ребенку нормальный уход и воспитание. Они не имеют ни отдельного жилья, ни средств к полноценному существованию — владеют жильем как раз бабушки и финансовую помощь оказывают тоже бабушки, которые, как правило, совсем не старушки, а наоборот, женщины в расцвете сил и материальных возможностей.
Публикация «Консультация „Роль старшего поколения в семье“» размещена в разделах
К моменту появления в семье детей папы-мамы часто сами еще не становятся взрослыми, а помощь бабушек позволяет быть мамой-папой и, в то же время, не грустить по поводу того, что пропадают молодые годы.
Бабушка и дедушка после родителей - самые родные для ребёнка люди. Их отношения к внукам являются родственными, имеют эмоциональную основу, лишены расчёта и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.
Педагог К. Д. Ушинский назвал бабушек и дедушек, занимающихся воспитанием внуков, "природными педагогами".
Ш. А. Амонашвили считает, что именно дедушки и бабушки украшают золотую пору детства, насыщают её любовью и мудростью, испускают на своих внуков лучи доброты и великодушия. Педагог утверждает, что у бабушек и дедушек свои, «особые, специфические, непохожие на другие отношения к своим внукам и внучкам. Они имеют ещё и особые моральные права на ребёнка, они своих внуков и внучек любят не по-матерински, не по-отцовски, а по-бабушкински и по-дедушкински».
Возможности бабушек и дедушек в семье разнообразны, а их значимость - велика, это: психотерапевтическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности, помощь советом в случае конфликтов в семье, игры с внуками, регуляция отношений между внуками (поддержка первенца при рождении второго ребёнка,подготовка внуков к школе, помощь школьнику и т. д.
Большинству пожилых людей роль бабушки или дедушки приносит глубокое удовлетворение. Многие бабушки и дедушки проводят с внуками большую часть дня, особенно если оба родителя работают.
Особенно велика роль прародителей в молодых семьях, когда первый ребенок. В новой ситуации с возникшими заботами и обязанностями мать и отец, теряясь, не могут справиться. Вот тогда и приходят на помощь дедушка и бабушка. Почти все бабушки не только делят с семьёй сына или дочери радость рождения внука или внучки, но и стараются взять на себя часть хлопот, связанных с появлением малыша. Их помощь и советы полезны, так как вопросы воспитания им знакомы и в обращении с ребёнком они более терпеливы, спокойны, менее суетливы.
Бабушке и дедушке необходимо всегда помнить, что мать маленького ребёнка нуждается не только в физической помощи, но и в моральной поддержке. Поэтому не следует прародителям играть в семье главную роль и беспрерывно поучать дочь или невестку. Свой опыт и практическую помощь в домашних делах желательно предлагать незаметно, неназойливо. В свою очередь, молодые родители должны относиться к помощи и советам бабушек и дедушек уважительно. Даже если отец и мать не согласны с их советами, нельзя осуждать или называть их некомпетентными и устаревшими. Если родители чувствуют правоту своих взглядов и принципов по отношению к ребёнку, её следует отстаивать. Однако убеждать нужно спокойно, деликатно, не сердясь на старших, не обижая их.
Исследователь В. Бенгстон выделяет четыре важные роли, которые бабушки и дедушки выполняют при жизни:
1. Присутствие. Иногда бабушки и дедушки описывают свою самую важную роль как простое присутствие. Оно действует успокоительно при угрозе распада семьи, а иногда даже может быть сдерживающим фактором. Они являются символом стабильности, как для внуков, так и для их родителей;
2. Семейная национальная гвардия. Некоторые бабушки и дедушки сообщают, что их главная функция - быть рядом в критической ситуации. В такое время их роль выходит за рамки простого присутствия, и они переходят к активной заботе о внуках.
3. Арбитры. Некоторые бабушки и дедушки видят свою роль в том, чтобы обсуждать и согласовывать семейные ценности, поддерживать нерушимость семьи и во время конфликтов сохранять связь между поколениями в семье. Хотя у разных поколений могут быть разные ценности, бабушки и дедушки считают, что им легче уладить конфликты между своими взрослыми детьми и внуками, поскольку они имеют больше опыта и могут посмотреть на конфликт со стороны.
4. Сохранение семейной истории. В широком смысле бабушки и дедушки способны создавать ощущение преемственности и единства семьи, передавая внукам семейное наследие и традиции.
Психолог А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей:
1)"бабушка-жертва";
2)"бабушка-соперница".
"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция её прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идёт поиск ошибок и промахов родителей ребёнка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых. Кроме того, выделяют такие типы бабушек: "формальная"или "обычная","активная" или "увлечённая", "далёкая" или "отстранённая", "символическая".
"Обычные" бабушки принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они подразумевают скорее помощь в бытовом уходе за ребёнком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальные обеспечение семьи. Согласно проведённому опросу, каждая вторая бабушка относится к типу "обычных". Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. И обычно делают это "просто так" или "за хорошее поведение", "за то, что она маленькая". В качестве наказаний в случае "плохого поведения", непослушания предпочитают не общаться с внуками или поругать.
"Активные", "увлечённые" бабушки имеют высокую степень вовлечённости в досуг и проблемы внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больших усилий, моральных и физических.
"Увлечённые" бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявление доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за "враньё, лень, грубость" ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.
"Далёкие", "отстранённые" бабушки затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения "с другой стороны", т. е. бабушки "отстранённого" типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях "отстранённых" бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что её главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у неё есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в год, и телефонные разговоры, воспоминания - единственный вид совместной деятельности.
Однако к какому бы типу не относились бабушка и дедушка, очень важно, чтобы эти близкие были у ребенка, чтобы он чувствовал их заботу, ласку, доброту, учился этому у них и смог передать окружающим людям, а также следующему поколению.
Список литературы.
1. Александрова Т. А. Кое-что о дедушках. – М., 1990.
2. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учите-
ля. – М. : Просвещение, 1986.
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб. :
Речь, 2004.
4. Куровская С. Н. Бабушка и дедушка в семье // Планета-се-
мья. – 2004. – № 6 (13).
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспита-
ние: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр.
и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
6. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /
Под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
7. Спиваковская А. С. Как быть родителями. – М., 1986.