Левина Татьяна Дмитриевна
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников»
Ключевые слова: патриотическое воспитание, музыкальная деятельность, русская народная культура, дошкольники
В статье рассматриваются методы и технологии, которые применяются на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях с целью патриотического воспитания современных дошкольников: ИКТ, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
ФГОС ДО определяет пути патриотического воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.
Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания и образования (распоряжение правительства РФ от 29.05.2015, № 996 «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.) являются формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, поддержка единства и целостности. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Одним из средств патриотического воспитания является музыкальная деятельность, которая обладает значимой силой эмоционального воздействия, воспитывая чувства, эмоции человека. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Особыми возможностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обладает музыкальная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию и такие нравственные качества — самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность, патриотические чувства, эмоции. Это поможет в сохранении народных традиций и особенностей культуры, социокультурных ценностей народа. Необходимо отметить, что работа по музыкальной деятельности даёт возможность развитию положительных эмоций, чувств, которые расширяют жизненный опыт ребенка и стимулируют к активной деятельности. Все это является неотъемлемой частью процесса патриотического воспитания. [1, C. 8]
Главной целью патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду, выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. С помощью музыки мы развиваем в детях чувство гордости за свое Отечество, Воспитываем уважение к родным и близким, развиваем толерантное отношение к окружающим их людям. А так же воспитываем уважение к истории и культуре своей родины, к государственной символике традициям, к природе родного края, способствуем становлению гражданина Российской Федерации.
Свою практическую деятельность осуществляю с учетом общедидактических принципов воспитывающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности, сознательности и активности. Одни из принципов такие как:
- Связь музыкально-эстетической деятельности детей с окружающей действительностью, современностью. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию, стимулирует к творчеству.
-Установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность состоит в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, дополняются, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Работа в нашем дошкольном учреждении по музыкальному воспитанию осуществляется по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, которая представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребёнка: от восприятия музыки к её исполнительству доступными дошкольнику средствами и к творчеству.
Знакомство моих воспитанников с народными песнями, их разучивание и исполнение, участие детей в играх, хороводах, проведение тематических праздников приобщает их к русским национальным традициям и истории народа, знакомит с подлинно художественными образцами народного творчества, способствует формированию личности ребенка, развитию его творческих способностей.
Приобщению детей к истокам русской народной культуры начинаю с детьми раннего возраста, а затем продолжаю обучение с усложнением музыкального материала. На занятиях я знакомлю детей с песнями, прибаутками, потешками, плясовыми, хороводными и другими народными песнями, которые по метроритму несложны и легко усваиваются дошкольниками. Слушая их, дети приобщаются к русской музыкальной культуре, через рассказ и беседу они узнают быт и традиции нашего народа и других, детям они очень нравятся.
Дети, погружаясь в игровую атмосферу, проживают начальные этапы музыкального развития. Дети младшего дошкольного возраста с помощью педагога и самостоятельно исполняют русские народные песни такие как «Две тетери», «Три синички», «Дождик», «Солнышко». С желанием дети включаются в народные игры с пением, водят хороводы «Колпачок», «Хитрый кот», «Кто у нас хороший», «Игра с платочком»… Знакомство с различными народными музыкальными инструментами, их звучанием (гармонь, балалайка, трещотка, ложки, дудочки и др., вызывают у детей большой интерес. В результате дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах (звоночки, бубенцы, ударные, шумовые) и исполнять различный песенный репертуар. Дети осваивают небольшие пьесы для оркестра ложкарей.
В группах старшего дошкольного возраста детям доступны более сложные образцы народного искусства: это песни, необыкновенно красивые, затейливые хороводы, игры с пением «Со вьюном я хожу», «Плетень», «Земелюшка чернозём», «Светит месяц», «А я по лугу», «Во поле березка стояла», «Ходила младешенька», «На горе – калина», «В сыром бору тропина», «Как пошли наши подружки») и другими «». Очень яркой всегда бывает встреча с «Русской кадрилью», с ее неповторимым характером, композицией движений и юмором.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы прилагаются музыкальные произведения, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается репертуар инструментальной музыки, характеризующий образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных».
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. [1, C. 10]
В репертуар обязательно включаем «Гимн РФ», который является обязательным дополнением к проведению праздников и развлечений различной тематики.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема: «День Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. На особом месте у них такие песни как: «Будем моряками» Ю. Слонова, «Бравые солдаты», «Наша Армия сильна», М. Филиппенко, «Ты не бойся, мама» М. Протасова, «Моя Россия» В. Струве «Морской капитан» М. Протасова, и др. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
В продолжение темы о защитниках Отечества актуально стоит тема Великой Отечественной войны. Мои наблюдения за детьми показывают, что они почти не знают песен военных лет. Поэтому накануне Дня Победы я провожу цикл занятий «Великие песни - Великой войны», посвященных этому празднику.
На музыкальных занятиях, развлечениях и праздниках «День народного единства», «День Победы», «День защитников Отечества» мы стараемся создать соответствующую обстановку, настроение, воспитывающие в детях отзывчивость, чувство гордости, готовность защищать свою Родину. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают песни военного времени. Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Все мелодии, песни, используемые в слушании и музыкально – ритмической деятельности, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Знакомя воспитанников с вокальными произведениями, использую разные средства: художественное слово, репродукции картин, фотографии с военной тематикой, стараюсь с помощью правильно подобранных слов, интонации, доступно и интересно передать содержание, историю создания произведения. Во время подготовки к празднованию «Дня Победы», ребята проявляют огромный интерес к истории появления песен военного времени. Заинтересованно слушают, задают вопросы, принимают участие в беседе, выражают свои впечатления.
«Великие песни – Великой войны»: Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, газеты «Известия» и «Красное Звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева – Кумача. Оно начиналось словами «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Прочитав стихотворение А. В. Александров, тут же сел за рояль, написал музыку и на следующий день пеня уже звучала на Белорусском вокзале, откуда отправляли на фронт боевые эшелоны. С 1941 года «Священная война» стала ежедневно звучать по Всесоюзному радио – каждое утро после боя курантов. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
Самым распространённым оружием времени войны была боевая установка полевой реактивной артиллерии. Она получила название «Катюша» по аналогии с известной песней «Катюша». Особую популярность эта песня получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни, как реальную девушку, которая любит бойца и ждёт ответа. А на фронте было немало героинь с песенным именем. Одна из них – Катюша Пастушенко, награждённая орденом Красной Звезды за проявленный героизм. [2, C. 5]
Известная песня «День Победы» впервые прозвучала лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции. Лев Лещенко исполнил её в прямом эфире. В фразе «праздник с сединою на висках» отображены одновременно чувства радости и гордости за выдержку, стойкость, мужество людей, переживших войну. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня – 75».
На всех фронтах звучали песни: «Темная ночь» муз. Н. Богословского, «Смуглянка» муз. Г. Новикова, «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурского, «Катюша» муз М. Блантера и др. «Песни как снаряды и патроны, были нужны нам в бою» - так говорили солдаты и офицеры.
Таким образом, что воспитание патриотизма на занятиях музыки - является актуальным вопросом, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши маленькие современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать патриотами своего Отечества.
Литература
1. Гришина Г. Н. Приобшение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2017.- № 1. – С. 67-73.
2. Карматова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет – М., 2018. - 68 с.