Ольга Тарасова
Роль игры в социальном созревании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения.
Социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Публикация «Роль игры в социальном созревании дошкольников» размещена в разделах
Важнейшим средством социализации и основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребёнок раскрывает свои способности, своё отношение к миру и к окружающим. Разыгрывая тот или иной сюжет, дети моделируют взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений с другими людьми. Игра способствует развитию творческого воображения, которое направлено на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.
Игра дошкольника - это не бесцельная забава, а особая форма детской деятельности. В педагогике игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности, в частности трудовой деятельности взрослых, их жизни и общественных отношений. Известными учеными исследователями детской игры являются для нас А. Запорожец, Д. Эльконин, А. Усова, Д. Менджерицкая, Р. Жуковская, Л. Артемова, С. Новосёлова, Е. Зворыгина, Н. Михайленко и другие. Все они едины в том, что игра – это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития. Она является потребностью развивающейся личности.
Игра является серьезной деятельностью для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство. Для ребенка игра не всегда милая забава. Игра – это целый мир… И руководство детской игрой – серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка, и конечно же умение любить. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности – как орудия самовоспитания ребенка, ведь игра выступает как специфическая детская форма познания, труда и общения. При этом ребёнок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для него своеобразной школой жизни.
Целью освоения «Социально-коммуникативной» образовательной области в нашем дошкольном учреждении является освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
В своей работе мы используем следующие детские игры.
Сюжетно-ролевые игры («Больница», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Семья», которые в свою очередь развивают потенциальные возможности детей, имеют решающее значение для психического развития ребёнка и являются формой моделирования ребёнком социальных отношений.
Театрализованные игры («Кошкин дом», «Экологические сказки», «Мир театра», «Гуси-лебеди») - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства.
Подвижные игры («Кегли», «Кто быстрее добежит до флажка?»,
«Ловишки», «Меткие стрелки», «Ходят капельки по кругу», «Тучка и капельки», «Самолет», «Море волнуется раз», «Огонь и вода», «Ах, ладошки, вы, ладошки!», которые выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Дидактические игры («Угадай по описанию», «Человек и природа», «Неоконченные предложения», «Вежливые слова», «Чем все закончилось?», «Я и мой друг», способствующие социально-нравственному развитию дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми и взрослыми, объектами живой и неживой природы. Играя в дидактические игры, ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости и сочувствовать.