Татьяна Филимонова
Роль беседы в восприятии дошкольниками произведений художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение - это окошко, через которое дети
познают мир и самих себя»
В. Сухомлинский
Роль беседы в восприятии дошкольниками произведений художественной литературы.
Давно известно, что художественная литература – могучее, действенное средство, способствующее всестороннему развитию и воспитанию ребёнка. В век технологического прогресса именно благодаря литературе ребенок познаёт нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие прекрасного. Чтение художественной литературы формирует ребенка, как личность с морально-этическими представлениями, чувствами и оценками, которые помогают ему развиваться в обществе.
Публикация «Роль беседы в восприятии дошкольниками произведений художественной литературы» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Многочисленные исследования педагогов и психологов посвящены изучению процессов восприятия литературы, особенностей влияния на дальнейшее развитие ребёнка, разработке методов ознакомления с литературой и пр.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие художественной литературы рассматривается ею как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а активная внутренняя деятельность, выраженная в сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в событиях.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии : непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
На протяжении дошкольного возраста происходит изменение восприятия художественной литературы. М. Гурович выделяет два периода в их развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
Но умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит само по себе, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Одним из эффективных методов, способствующих развитию такого восприятия, является беседа. О роли беседы в восприятии литературных произведений писали многое педагоги и психологи. Беседа, по словам Н. В. Васильевой - это «целенаправленное обсуждение» прослушанного текста. По мнению Е. И. Тихеевой, беседа служит прежде всего средством уточнения и систематизации полученной в процессе чтения (слушания) художественного произведения. К. Д. Ушинский писал, что всё, что прочитано должно быть понятно, т. е. объяснено.
Ценность беседы как метода развития связной речи детей состоит в том, что при ответе на вопросы педагога ребенок учится логически мыслить, анализировать, переходит от конкретного способа мышления на уровень простейшего абстрагирования. Беседа активизирует память, помогает освоению метода сравнения, учит анализу и синтезу, ребенок пробует формулировать суждения и делать умозаключения, выводы, развиваются диалогические и монологические формы связной речи.
Педагогу важно заранее подготовиться к предстоящей работе над произведением : предварительно прочитать текст, понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков, найти слова и выражения, которые могут быть непонятны детям, продумать вопросы.
Следует отметить, что содержание и характер беседы определяются рядом факторов. К таким факторам относится возраст детей, жанр литературного произведения, цели, которые ставит перед собой педагог при знакомстве детей с конкретным произведением.
Беседа как метод работы над литературным произведением начинает применяться со среднего возраста. Это связано с тем, что именно в этом возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны улавливать подтекст. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.
Можно выделить два основных виды бесед : предварительная и аналитическая беседа. Целью предварительной беседы является подготовка ребёнка к восприятию литературного произведения. Еще К. Д. Ушинский считал необходимым «предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями». Провести такую беседу можно непосредственно перед чтением или рассказыванием, а также накануне. Беседа может стать частью предварительной работы и сопровождать наблюдение, экспериментирование, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин и пр. Например, перед чтением стихотворения С. Есенина «Берёза» хорошо провести цикл наблюдений за берёзой на участке детского сада при разной погоде, обратив внимание, как лежит снег на ветках, как искрятся снежинки на солнце. С целью лучшего понимания детьми сравнений, используемых в стихотворении, полезной может быть словесная игра на сравнение «Что на что похоже». Перед чтением стихотворения С. Маршака «Ванька-встанька» желательно познакомить детей с игрушкой-неваляшкой, спросить «Почему игрушка так называется?», «Почему неваляшка не может лежать?»
Предварительная беседа перед чтением обычно опирается на личный опыт детей, тем или иным образом связанный с темой произведения. Кроме того, такая беседа может быть посвящена автору, напоминанию о его других произведениях, уже знакомых детям. Если в ходе предварительной работы дети подготовлены к восприятию, то достаточно загадать загадку или прочитать небольшой отрывок из стихотворения. Далее следует обязательно назвать произведение, его жанр, имя автора.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, спросить: «Понравилась ли сказка?», «Было ли интересно?» и т. п. Аналитическую беседу лучше проводить после повторного чтения. Цели аналитической беседы более разнообразны. Подбор вопросов для такой беседы зависит от поставленной педагогом цели. Результативность такой беседы во многом зависит от умения педагога формулировать вопросы. При работе с произведением, считал Ушинский, вопросы нужно выстраивать от частных к обобщающим, а объяснения должны быть доступными и полезными: разъяснять только то, что нужно и можно знать детям, быть умеренными в своих объяснениях. Чем ребенок младше, тем детальнее и мельче могут быть вопросы, для детей старшего возраста вопросы должны носить обобщающий характер. Вопросы должны быть стимулом для мыслительной деятельности воспитанников. Список вопросов продумывается педагогом заранее, с учетом постепенного «вхождения» в текст. Ответы детей необходимо регулировать и в комментариях к ним и при формулировании следующего вопроса оставаться в русле задуманного алгоритма, чтобы достичь запланированного результата (Р. Жуковская, Н. Карпинская, Э. Короткова).
Вопросы, задаваемые в ходе беседы, можно условно разделить на несколько групп.
Вопросы, направленные на выявление эмоционального отношения к героям, событиям: «Кто из персонажей вам больше понравился? Почему?», «С кем бы вы хотели дружить?».
Вопросы на определение понимания детьми мотива поступков персонажей: «Почему яблонька (печка, речка) не показывали Маше дорогу?» (сказка «Гуси-лебеди»);
«Почему петушок Голосистое горлышко не угостил мышат Круть и Верть пирогами?» (сказка «Колосок»); «Правильно ли поступили ребята, забросав шапками утят?» (рассказ М. Пришвина «Ребята и утята»);
Вопросы на понимание детьми причин произошедших событий : «Почему гуси-лебеди унесли Ванюшку?» (сказка «Гуси-лебеди»); «Почему лиса с журавлем не смогли дружить?» (сказка «Лиса и журавль»; «Почему Иванушка стал козлёночком?» (сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Вопросы на выявление главной идеи произведения : «Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Тайное всегда становится явным»?; «Почему сказка «У страха глаза велики» так называется?»; «Почему госпожа Метелица одну девицу наградила золотом, а другую-смолой?» (сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»); «Зачем писатель рассказал нам эту историю?»
Вопросы, раскрывающие словесные характеристики, эмоциональную окраску речи, образные средства выразительности произведения : «Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес?»; «Как коза называет козляток, когда поёт свою песенку?»; «Каким голосом лиса поёт песенку петушку?» (сказка «Петушок-золотой гребешок»);
Вопросы на понимание детьми эмоционального содержания произведения в целом, его тональность: «Какие чувства передает произведение?» или «Какой это рассказ (сказка) – весёлый или грустный?».
При проведении беседы не следует много внимания уделять вопросам по содержанию произведения. Беседа должна способствовать лучшему пониманию замысла автора, мотивов поступков и характера персонажей и т. п. Не рекомендуется переходить от содержания к моральным беседам, сравнению персонажей с отдельными детьми. Беседа должны касаться лишь поступков персонажей. Воздействие такой беседы намного действеннее.
Использование беседы при знакомстве с художественной литературой –это успешный путь к развитию личности ребёнка. В ходе беседы происходит активизация мыслительной деятельности, ребёнок на примере литературных героев осознаёт ценность добра и зла, учится видеть и понимать хорошие и плохие поступки. В ходе беседы развивается диалогическая речь, формируется умение аргументировать свою точку зрения, развивается умение слушать других детей. Целенаправленная, заранее продуманная, грамотно организованная беседа, является действенным методом, способствующим наилучшему восприятию литературных произведений детьми.