Надежда Паршукова
Речевая агрессия у детей дошкольного возраста
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Паршукова Надежда Никифоровна
Воспитатель Новопетропавловского детского сада – структурного подразделения «МКОУ Новопетропавловская СОШ»
В статье рассматриваются понятия агрессии и агрессивности у детей, причины появления детской речевой агрессии, способы повышения культуры диалога в семье, эффективность взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Публикация «Речевая агрессия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: речевая агрессия, семейное воспитание, оценка поведения ребёнка, развитие личности ребёнка, эффективность детского развития, речевой образ ребенка, педагогическое взаимодействие, социальная поддержка семьи, детская агрессивность, проявление речевой агрессии в семьях.
Семья – важнейший феномен, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Значимость семьи в становлении личности ребенка, его воспитании, развитии детской культуры поведения рождают множество тем для изучения. Оттого, в каком морально-психологическом климате живет ребенок, зависит его культура диалога среди сверстников. Существующие в семье социальные нормы и культурные образцы задают ребенку определённые эталоны представлений о том, какой речевой образ должен быть у самого ребенка.
Наблюдая за тем, как говорят воспитанники в детском саду, можно сказать лишь о том, что рамки толерантного общения между членами коммуникации постепенно стираются. Чтобы вновь обрести правильное взаимопонимание между участниками коммуникации, следует изучать саму природу детской речевой агрессии, ее способы проявления. Знание правил деструктивного воздействия семьи на ребенка необходимо, прежде всего, для того, чтобы очистить детское коммуникативное пространство от агрессии во избежание девиантного поведения уже в школьном возрасте и взрослой жизни.
АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОСТЬ
Для начала нам предстоит разобраться с понятиями «агрессия» и «речевая агрессия».
Чаще всего под агрессией понимают эмоционально выраженное жесткое целенаправленное нападение, при котором чувствуется острое желание и готовность нанести урон оппоненту. Агрессивностью же называют черту характера, привычную склонность реагировать агрессивно на что-либо. Таким образом, в этих определениях уже видна двойственность термина «речевая агрессия». Выходит, это и особое поведение человека, и его психическое состояние, обеспечивающее человеку такое поведение. Л. М. Майданова отмечает, ссылаясь на Р. Хайнда, что в речевой агрессии обозначено и некое «мотивационное состояние» и особая «категория поведения» [Майданова, 1997, с. 10].
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать с самого раннего возраста. Такое поведение обусловлено нахождением ребенка в состоянии фрустрации из-за каких-либо неудач. Стоит отметить, что агрессия в возрасте 2-3 лет проявляется без какого-либо желания нанести урон оппоненту. Такие действия носят импульсивный характер на уровне бессознательного.
Понаблюдав за агрессивными действиями ребенка 2-4 лет, можно уже выделить такие формы агрессии, как крик, кусание, сопротивление и даже применение физической силы.
В научно-методической зарубежной и отечественной литературе нет чёткого определения понятия «детская агрессивность». Мы же будем понимать под этим термином такое состояние ребенка, при котором он физической силой стремиться получить желаемое или при помощи силы реагирует на неприятности в состоянии фрустрации. Уже в более старшем возрасте дошкольников агрессивное поведение выражается в намеренном причинении вреда другому посредством физической силы, оскорблений и обсценной лексики.
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ
Перейдем к понятию речевой агрессии. Большая часть лингвистических работ рассматривает это явление как психолингвистическое. Так, в энциклопедии «Культура русской речи» мы находим следующее определение этому явлению – это некая модель речевого поведения, которая направлена на оскорбление или намеренное причинения ущерба человеку. [Культура русской речи, с. 562]. В данном случае речевая агрессия рассматривается как синтез двух наук: психологии и лингвистики. Имеется в виду, что агрессивное поведение человека связано с языкознанием только степенью выражения.
Л. В. Енина тоже считает, что речевая агрессия – это сфера речевого поведения, мотивированная агрессивным состоянием говорящего [Енина, с. 105].
Т. А. Воронцова не разделяет подобную точку зрения. Она предлагает рассматривать речевую агрессию не столько через призму психологических наук, сколько только через лингвистическую природу слова. Такой подход она называет лингвоэтическим. Здесь речевая агрессия связана с нарушением этико-речевых норм русского литературного языка. [Воронцова, с. 83]. В описанном подходе инструментами для создания речевой агрессии являются следующие языковые и речевые средства:
• экспрессивно-окрашенная лексика,
• инвективы,
• обсценная лексика.
Все эти формы выражения речевой агрессии встречаются уже у детей 3-4 лет.
Исследователь Ю. И. Щербинина определяет понятие речевой агрессии как произносимое выражение отрицательных эмоций через форму или содержание высказываний. Автор выделяет три вида речевой агрессии, которые легко можно перенести на детей дошкольного возраста.
Первый вид речевой агрессии описывается по степени открытости — скрытости выражения. К явному выражению речевой агрессии относится прямая угроза, целенаправленное сознательное оскорбление, замечание-осуждение. К скрытым — легкий намек, ироническое замечание.
Второй вид речевой агрессии различается по степени целенаправленности — нецеленаправленности выражения. Первый тип отличает такая характеристика как осознанность и намеренность. Второй – защитный, менее осознанный.
Наконец, в последнем варианте речевая агрессия бывает переходной — непереходной. Первая категория ориентирована на реального человека, который непосредственно участвует в речевой ситуации. Во второй категории речевая агрессия может реализовываться в 2 случаях: а) направлена на того врага, который не представлен в настоящей речевой ситуации и б) направлена как бы опосредованно – через оскорбления тех вещей, которые принадлежат участнику коммуникации. Сюда же можно отнести абстрактные высказывания против окружающих в целом [Щербинина, с. 15].
ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ
Для того чтобы выяснить причины речевой агрессии у детей обратимся к труду А. А. Ласкина про особенности семейного воспитания детей.
По мнению исследователя, уровень культуры диалога в семье неразрывно связан с составом семьи и методами воспитания. Автор выявил две закономерности, которые влияют на уровень агрессии у ребенка:
1) агрессивность выше у дошкольников из неполных семей;
2) гиперопека, жестокость в воспитании, отвержение ребенка вызывают рост детской тревожности и агрессивности в поведении.
Подытожим, что причины агрессии у детей формирует семья. Это результат следующих социальных факторов:
1) Снисходительное и/или одобрительное отношение родителей к той агрессивной лексике, которую употребляет ребенок в качестве коммуникативной защиты, чтобы "постоять за себя".
2) Низкие коммуникативные навыки: недостаточное внимания к речевой культуре в семье, где царит деструктивный психоэмоциональный микроклимат, а также отсутствие целенаправленного обучения коммуникативным умениям в детском саду.
3) Патогенная коммуникативная среда в детском коллективе, когда ребенок, изначально не способный на агрессию, учится этому у сверстников.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели, как между собой связаны два психологических термина детские агрессия и агрессивность, выяснили, как эти понятия влияют на феномен детской речевой агрессии. Также выяснили, каким образом конструируется речевая (или вербальная) агрессия среди детей, выявили некоторые социальные причины деструктивного речевого поведения детей. Пришли к выводу, что речевая агрессия – это феномен, исходящий из семьи или из общения с агрессивными сверстниками. Важная задача искоренения вербальной агрессии лежит на плечах и членов семьи, и воспитателя детского учебного заведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронцова Т. А. Речевая агрессия в коммуникативно-дискурсивной парадигме // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 1, 2006. С. 83–86.
2. Енина Л. В. Вербальная агрессия / Л. В. Енина. Калинин: Мысль, 2014. 630 с.
3. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М. : Флинта: Наука, 2003. 840 с.
4. Щербинина Ю. И. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 3.
5. Агрессия и агрессивность. Психологос: энциклопедия практической психологии. Москва, 2019. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/agressiya-i-agressivnost (дата обращения: 19.04.2020).
6. Ласкин А. А. Причины детской агрессии и особенности семейного воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. – № 6. – С. 119-124.