Давальченко Валентина
Развитие воображения одна из предпосылок формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие воображения одна из предпосылок формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста».
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Публикация «Развитие воображения одна из предпосылок формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Говоря о функционально грамотной личности нельзя не отменить способность к творческому воображению.
Воображение в жизни человека играет важную роль, поскольку с помощью данного феномена человек изменяет окружающую его действительность. При этом у него вначале на основе представлений рождается некий образ, который находит воплощение в реальности. Особенно важно развитие воображения у детей, поскольку оно является основой творчества, а последнее востребовано в любой деятельности.
Ребенок мечтает, что когда вырастет, станет волшебником. Со способностью быть волшебником прямо и непосредственно связана психологическая функция воображения. Но развитие воображения, как и любого психологического процесса, требует педагогической заботы. Если ребенок не научится воображать, то начинают расти, как «снежный ком», различные проблемы — беспричинные страхи, низкая успеваемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельностей и как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе.
Воображение как основа всякой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает человека и что сделано его рукой, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Таким образом, можно заключить, что воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Нужно развивать творческое начало у детей, чтобы мир не оставался таким, как он есть, а преобразился. Решение данной проблемы видится в акцентировании внимания на игре, а в частности, сюжетно - ролевой игре. Эти игры часто называют творческими. Однако подлинно творческими игры становятся только тогда, когда дети способны к созданию новых образов в игре. Чтобы дети могли передавать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героя произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. Чем больше дети играют, умнее, тактичнее и действеннее руководство их играми со стороны взрослых, тем скорее развивается творческое воображение ребенка, способное преобразовать впечатления от окружающего мира в живой, интересной игре. Таким образом, можно сказать, что игры — это одно из наиболее действительных средств развития воображения дошкольников.
Исследования ученных того времени Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, О. Н. Дьяченко, Н. Н. Палагиной утвердили возможность формирования воображения на самых ранних стадиях онтогенеза. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в изменениях, в гибкости использования элементов опыта. Являясь высшей психической функцией, воображение складывается в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования.
Наиболее подробно – на самых первых этапов онтогенеза - рассматриваются закономерности формирования воображения в трудах Н. Н. Палагиной. По мнению автора, генетическими предпосылками развития воображения являются изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, а также потребность в общении и самоутверждении, побуждающая ребенка усваивать формы активности в рамках данной культуры. По мнению Палагиной Н. Н., генетической кисточкой, из которой вырастает воображение и к которой постоянно обращается, является условное действие.
Сегодня вопросы развития воображения стоят еще более активно. Ученые считают, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста, умение нестандартно мыслить и принимать решения одни из ключевых способностей современной функционально грамотной
личности.