Ирина Чернова
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в старшем дошкольном возрасте
Развитие речи в старшей группе по ФГОС включает в себя следующие задачи: обогащение словарного запаса; умение использование речи как средство культуры и общения; знакомство с литературой, ее жанрами; развитие фонематического слуха (правильная расстановка ударений в словах, выразительная речь); формирование возможностей речевого творчества. Важной целью в образовательной системе является прививание ребенку любви к литературе и формирование потребности в чтении. Подобные навыки способствуют развитию интеллекта дошкольника и грамотности, что положительно влияет на уровень обучения в дальнейшем. Развитие речи в старшей группе : занятия и их структура Для получения максимальной результативности от занятий, опытными педагогами разработано множество различных программ и методик. Для того чтобы дети не переутомились и не скучали во время обучения, существует определенная структура занятий. Она часто рекомендуется для проведения занятий, направленных на развитие речи в старшей группе. Привлечение детей. Вхождение в процесс занятий должно быть интересным и увлекательным для неусидчивых детей. Дошкольники любопытны и игривы, поэтому приглашение ребят поучаствовать в сказке станет лучшим решением. Выполнение заданий. Пока дети максимально сконцентрированы, проводится основной этап обучения. Игровая пауза. Во время перерыва следует позволить детям избавиться от энергии. Это может быть танец, ролевая игра, выполнение заданий, требующих физической активности. Сказка. Прочтение сказки, ее обсуждение, обыгрывание и выполнение различных заданий способствует не только совершенствованию речи, но и формированию социальных и нравственных понятий у детей. Отдых. Заключительная беседа. Рекомендуется тематическое разнообразие заданий, которые могут быть основываться на сказках или других источниках. Предпочтительны сезонные тематики, направленные на развитие речи в старшей группе : «Осень, здравствуй!», «Как я проведу лету», «Зимние развлечения».
Публикация «Развитие речи в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Введение в обучающий процесс Для организации детей и привлечения их внимания необходимо организовать интересную, но простую комбинацию фраз и упражнений. Можно собрать дошкольников в круг и организовать пальчиковую игру. На счет от одного до пяти дети попеременно сгибают пальчики («будем дружно мы играть»). При обратном счете кулак разжимается - три, два, раз («ждут новые знания нас»). После игры детей ознакомляют с предстоящей тематикой занятий, будь то изучение профессий, знакомство с природой или сказочный мир. Рекомендуется провести краткую беседу, относящуюся к теме. В разговор необходимо вовлекать всех детей при помощи вспомогательных вопросов и индивидуальных приглашений робких участников к диалогу. Развитие мимики и интонации Основные упражнения зависят от выбранной тематики занятия. В процесс следует включить задания на развитие выразительности и мимики. Ниже приведен пример основного этапа. Развитие речи в старшей группе на тему : «Осень, здравствуй!». Воспитатель приглашает дошколят поприветствовать осень: «Мы тебя так ждали, осень». Дети повторяют предложения, ставя ударение на первое слово. Затем приветствие повторяется, но акцент уделяется второму слову. Фраза озвучивается с ударением на следующее слово и так далее. Воспитатель придумывает новое предложение: «Осень пришла на смену лету». Дети должны повторить высказывание разными интонациями – весело, разочаровано, обиженно, злобно. Следует хвалить и подбадривать воспитанников во время игры.
Игры Даже те занятия, которые направлены только на развитие речи, в старшей группе рекомендуется разбавлять игрой, требующей физической активности. Желательно, чтобы она вписывалась в общее настроение урока, соответствовала тематике и в ней использовались игровые атрибуты. Если занятие посвящено осенней поре, можно задать дошкольникам следующие задания : перепрыгивать через лужи (картонные овалы, например); подкидывать бумажную листву; убежать от дождика, который сыграет один из воспитанников; показать птичек, которые улетают в теплые края. Здорово, если дети сами будут предлагать идеи для развлечения, предлагая варианты тех развлечений и занятий, что ассоциируются с выбранным временем года.
Задания Данный этап посвящен литературным произведениям и творчеству. Воспитатель может прочитать сказку, историю или стихотворение, посвященное выбранной для урока тематике. После прочтения необходимо задействовать фантазию и воображение дошкольников. Дети могут сами придумать, чем закончилась история, предложив свои варианты. Можно устроить викторину, ответы на которую встречались в произведении. Предпочтительно использование дополнительных атрибутов, которые подготавливаются заранее. С их помощью воспитанники смогут обыграть прочитанную историю. К примеру, педагог рассказала ребятам сказку о ежике, который запасался продуктами на зиму. Воспитатель предлагает вниманию детей большую корзину, в которой лежат различные предметы. Что возьмет лесной зверек: яблоки, грибы или, быть может, мячик? Окончание занятий В конце урока подводятся итоги, где дошкольникам предоставляется возможность проанализировать полученную информацию. Воспитатель спрашивает у детей о том, чему было посвящено занятие, что нового и интересного ребята узнали. Важно похвалить дошколят, это подбодрит их и стимулирует на активное участие во время уроков в дальнейшем.
Маленькое напоминание о прошедшем занятии в виде подарка особенно обрадует детей. Это может быть наклейка, вкусная конфета или другой приятный бонус. Ребятам можно дать интересное домашнее задание – нарисовать рисунок, посвященный пройденной теме или выучить стих