Светлана Романова
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в наше стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитие речи. Эти отклонения связаны прежде всего с неблагополучными экологическими условиями, разными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и в частности пальцев рук, ребёнку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицу. и т. д. Известно, что отставание в развитие моторики часто сопровождается отставанием в развитие интеллекта и речи. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия. Развитие высших психических функций у детей напрямую зависит от состоянии мелкой моторики. Развитие движений пальцев рук тесно связана с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие тренировки мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности. Так у детей с речевым нарушением, при использовании игр, физкультминуток, игр по развитию мелкой моторики, заметно увеличивается объём памяти, внимание становится более устойчивым, активно развивается воображение, уменьшается гипервозбудимость, исчезает мышечная слабость пальцев рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными, как для улучшения координации движений так и для развития речи. Их польза ещё в том, что они подготавливают руку ребёнка к письму, к рисованию, к конструированию.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной я следую ряду требований.
1. Работа должна быть системной и постоянной.
2. Должна соответствовать уровню психологического развития ребёнка
3. Должна соответствовать возрастным требования.
4. Работа должна приносить ребёнку радость.
Для развития мелкой моторики широко использую в пальчиковую гимнастику, также малышам даю деревянные шарики разного диаметра. Пальчиковая гимнастика очень полезна для развития речи. Дети одновременно и проговаривают слова и показывают движения пальчиками. Уровень развития речи у детей находится в зависимости от степени cформированности тонких движений пальцев рук. Тренирую пальцы рук мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, развивая мелкую моторику- развиваем и языковый аппарат.
Мы должны большое внимание уделять мелкой моторики кисти рук у ребёнка, так как оно связана с развитием речи и мышлением ребёнка. Иногда дети не любят застёгивать пуговицы и шнуровать ботинки. Это свидетельствует о том, что у малыша мелкая моторика развита недостаточно. Дело в том, что память, внимание, эмоции, языковой аппарат и кончики пальцев рук тесно связаны между собой ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центром движения.