Марина Харитонова
Развитие личности ребенка средствами театрального искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности ребенка средствами театрального искусства
(Из опыта работы музыкального руководителя Харитоновой М. С. и педагога Лазакович Н. Д.)
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет он
жизненной тропой.
Г. Попова
Публикация «Развитие личности ребенка средствами театрального искусства» размещена в разделах
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующая формированию социально-эстетической активности личности.
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности.
Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – это волшебный мир в котором ребенок радуется играя, и играя, познает мир.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.
Представления, спектакли, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения.
1. Воспитывать художественный вкус, развивать творческий потенциал. 2 .Формировать устойчивый интерес к театральному искусству.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи, память, воображение и инициативность.
Система работы по музыкально -театрализованной деятельности предполагает: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); Создание условий для музыкально-театрализованной деятельности (учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды); организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими межведомственными учреждениями (городская библиотека, детская школа Искусств).
Театр в детском саду учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, рождает стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе. На протяжении многих лет совместно с педагогом Лазакович Ниной Дмитриевной были разработаны и реализованы такие проекты как: «Развитие личности ребенка средствами театрального искусства»,
«Волшебный мир театра», «Играем в сказку», «Мы - артисты» и др.
Тщательно подбирали литературный материал, театрализованные игры, музыкальные этюды согласно возрасту. Обсуждали актуальность проекта, цели и задачи, методы и приемы, формы работы с детьми.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке родное, эмоциональное состояние и передать его движениями, жестами, мимикой.
Дети проявляют удивительную фантазию в музыкальных этюдах «Ручеек», «Ветерок», «Цветок и бабочка», «Снежинка» и др. Ритмопластика способствует развитию чувства ритма, координации движений, умение согласовывать действия друг с другом, умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Игры – представления способствуют развитию фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов детского творчества.
На речевых занятиях педагог развивает культуру и технику речи, а именно чёткую и ясную дикцию, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, потешек, правильное произношение. Знакомит детей с литературным произведением к постановке спектакля. Педагоги помогают детям осваивать технику вождения кукол «би-ба-бо». Поддерживают и поощряют в стремлении самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя умение играть куклой с «живой» рукой.
Театр – особый, прекрасный мир. В этом мире всё необычно.
Театр – может перенести нас в далёкое прошлое и будущее, может перенести в сказку. На сцене театра могут заговорить не только люди, но и животные и птицы. Артисты – главные волшебники театра. А мы, педагоги, - режиссёры, и наша главная задача – научить детей через этюды, музыкальные и театральные игры – актёрскому мастерству, дать каждому ребёнку возможность сыграть «свою» роль, вселить уверенность в собственные силы. Нет не талантливых детей, каждый ребёнок талантлив по-своему.
Богата и разнообразна работа по театральной деятельности в нашем саду. И, несомненно, это заслуга воспитателей и музыкального руководителя. Удивительно талантливы и артистичны воспитатели: Лазакович Н. Д., Шимель Н. Н., Шишкина Н. И., Хоботова И. Н.
Воспитанники нашего детского сада неоднократно принимали участие в городских конкурсах: «Театральные картинки», «Светловские звёздочки», «Рождественская звезда», «Музыка народов мира», «Светлая пасха», «Песни военных дней», участвовали в городской акции «Книга памяти», «Библиночь». Наши «театральные звездочки» ни раз становились победителями и призерами конкурса чтецов ни только на муниципальном уровне, но и региональном и всероссийском. Игровые программы с участием наших детей и педагогов были отмечены дипломами на Всероссийских конкурсах «Волшебный сундучок», «Этот день Победы». Воспитанник детского сада Кисилев Сергей стал лучшим и занял первое место в номинации художественное слово в конкурсе, посвященный 70 годовщине Калининградской области.
Творческой театральной группой поставлены спектакли и мини-спектакли по мотивам русских народных сказок, а также по произведениям любимых детских поэтов: «Кошкин дом», «Муха – Цокотуха», «Доктор Айболит», «Двенадцать месяцев», «Царевна – Несмеяна», «Красная шапочка и серый волк», «Дюймовочка», «Курочка Ряба», «Заячья избушка» и др.
В дальнейшем мы планируем развивать и совершенствовать свою работу по театрально-музыкальной деятельности. Ведь у нас для этого есть всё : огромное желание, творческий коллектив педагогов, а главное – талантливые дети!