Татьяна Одинцова
Развитие графомоторных навыков как основа подготовки руки к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье освещается актуальность проблемы развития графомоторных навыков и их роль в подготовке руки к письму. Автор убежден, что систематическая работа в этом направлении позволит избежать проблем в школе и приводит ряд игровых упражнений из личного опыта.
Ключевые слова: графомоторные навыки, успеваемость, письмо.
Публикация «Развитие графомоторных навыков как основа подготовки руки к письму» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как показывает практика, большинство дошкольников неправильно держат ручку, недостаточно нажимают на карандаш при рисовании, не умеют чертить прямые линии. Это свидетельство тому, что у них недостаточно развиты графомоторные навыки. Почему же так важно их развивать? Разберемся в этом вопросе.
Одна из ведущих задач дошкольного воспитания - формирование у дошкольников предпосылок для обучения в школе. Ввиду того, что овладение навыком письма считается наиболее сложным видом учебной деятельности, готовить руку ребенка к нему следует уже в дошкольном возрасте.
Само понятие «графомоторный навык» определяется как некое положение и движение руки, позволяющее: правильно удерживать пишущий предмет, создавать рисунки и узоры, раскрашивать, соединять точки, четко обводить контур и т. д.
Существует множество различных способов развития графомоторных навыков, самым распространенным и эффективным для дошкольников является – игра. Играя, ребенок доводит до автоматизма правильные движения пальцев и руки, что в последствии положительно сказывается на его учебной деятельности в дальнейшем.
Обучение детей целесообразно начинать с наиболее простых упражнений, а потом усложнять их со временем.
Приведем несколько эффективных способов развития графомоторики у дошкольников.
– составление контуров предметов, используя различные материалы (ватные палочки, фасолины, камешки марблс и т. д.);
– составление цепочек из канцелярских скрепок (наибольший интерес вызывают у детей цветные скрепки);
– вырезывание фигуры из бумаги (можно подключить и вторую руку в последствии);
– нанизывание пуговиц, бусин на шнурок или нитку;
– сортировка фасоли, гороха, крупы;
– игры с конструкторами LEGO и аналогами;
- выкладывание узоров из мозаики;
– наматывание нитки на бабину или сматывание ниток в клубок;
– стирание ластиком предметов, нарисованных простыми карандашами;
– игры с массажным оборудованием и т. д.
Практиками дошкольного образования доказано, что достигнуть отличных результатов могут систематические занятия длительностью от 3 до 7 минут ежедневно. Привлекать к этому нужно и родителей воспитанников, при этом разъяснив им, что дети должны заниматься с удовольствием. Только при соблюдении этих условий рука ребенка будет развиваться стабильно, без рывков и чрезмерных усилий.
Подводя итоги, хочется отметить, что грамотно организованная работа по автоматизации графомоторных навыков в дошкольном возрасте позволит избежать проблем с письмом в школе в дальнейшем. И в ответе за это мы – педагоги.
Список информационных ресурсов:
1. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород, 1995. 48 с.