Наталья Крапивина
Раннее музыкальное развитие детей в адаптационной группе как первая ступень развития музыкальной одаренность ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «РАННЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА»
Публикация «Раннее музыкальное развитие детей в адаптационной группе как первая ступень развития музыкальной одаренность ребенка» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что такое одаренность? Если мы заглянем в энциклопедический словарь, то найдем там такое объяснение этому понятию: одарённость это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Музыкальная же одаренность это высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей.
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения.
По мнению ученых, психологические основы обучения закладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребенка. Особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста занимает музыка, музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.
В последние годы музыкальная педагогика рассматривает ранний и младший дошкольный возраст, как наиболее благоприятный, сенситивный период в развитии музыкальности детей, в развитии понимания «языка» музыки. Именно в раннем возрасте созданы все благоприятные условия для «закладки прочного фундамента» дальнейшего успешного музыкального развития ребенка.
Именно в раннем возрасте начинают формироваться основы общей музыкальности :
1. эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера;
2. музыкально-сенсорные способности, на основе которых в дальнейшем формируются музыкальные способности, необходимые для овладения музыкальной деятельностью.
В нашем детском саду уже третий года успешно работает группа кратковременного пребывания детей второго года жизни. Детки приходят к нам в детский сад один раз в неделю на один час. За это время дети вместе с родителями посещают три занятия (познавательная деятельность, музыка и занятие физической культурой). Каждое занятие проводит специальный педагог: инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, педагог-психолог или учитель - логопед. Занятия длятся 10-15 минут. Между занятиями перерыв 5-10 минут, когда дети с родителями переходят от одного места проведения занятия к другому. После занятий дается время (15 мнут) на свободную игровую деятельность в физкультурном зале.
Занимаясь с детьми в группе кратковременного пребывания, я вижу первоочередной целью музыкального воспитания не формирование специфических умений и навыков у детей, а развитее музыкальности и музыкальной деятельности.
Для достижения своей цели, я ставлю следующие задачи:
1. Доставлять детям радость и побуждать их к активности;
2. Давать яркие художественные музыкальные впечатления;
3. Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, музыкальную память, чувство ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игр и плясок).
В музыкальной работе с детьми второго года жизни надо принимать во внимание особенности их нервно-психического развития. Исходя из этого я строю занятие по следующему плану:
План проведения музыкальной деятельности в адаптационной группе кратковременного пребывания.
• Встреча детей в муз зале, приветствие, пальчиковые игры.
• Музыкально-ритмические упражнения.
• Слушание музыки и подпевание.
• Музыкальная игра или танец.
• Показ настольного театра.
• Пляска с предметами.
• Подведение итога занятия, речевая игра, прощание с детьми.
Подобный план занятий с частой сменой деятельности помогает удерживать неустойчивое внимание детей и не дает детям переутомляться.
Одной из особенностей моих занятий является отсутствия на занятии воспитателя. Поэтому я использую фонограммы. В этом мне очень помогает диски из программы Ирины Каплуновой и Ирины Новоскольцевой «Ладушки», диск программы музыкально-ритмического развития детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши» авторы Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
Моими главными помощниками на занятиях являются родители, они сами повторят все, что делаю я и помогают побуждать к действию детей. Для обучения родителей я провожу небольшие консультации и раздаю печатный материал.
Для того, что бы родители и дома могли создавать образовательную ситуацию с ребенком, я в своем блоге веду страничку «Для группы кратковременного пребывания» (https://musika423.blogspot.com/), где взрослые могут скачать музыку, слова песен и плясок тех, что я использую в процессе образовательной ситуации. Там же я выставляю консультации для родителей. Такое взаимодействие с родителями помогает еще лучше закрепить полученный материал.
При работе с группой кратковременного пребывания, у нас складываются очень теплые, дружеские отношение с детьми и родителями и конечно же возникает желание сделать приятное детям и взрослым. Это желание проявляется в проведении праздничных мероприятий для детей и родителей группы кратковременного пребывания.
В течении года с детьми мы отмечаем три основных праздника. Это «Новый год», «Мамин день» и праздник «Расставаться очень жаль»».
В этих праздниках участвуют все педагоги, которые работают с детьми данной группы, поэтому обязательно показывается кукольный театр, поются песни, используются игры и пляски, выученные на музыкальных занятиях, а завершении дети вместе с родителями выполняют аппликацию. А полученные в конце праздника подарки доставляют детям небывалую радость.
Работая с детьми адаптационной группы кратковременного пребывания третий год, я пришла к выводу, что занятия с детьми раннего возраста обогащают слуховой опыт детей, развивают интерес к музыке, поддерживают радостное состояние, расширяют музыкальные впечатления, учат устанавливать взаимосвязь музыки и движений, что способствует в дальнейшем раскрытию у большинства детей их музыкальной одарённости