Яна Романченко
Работа с семьями воспитанников в современных условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьями воспитанников в современных условиях детского сада
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации
работы с семьями воспитанников в современных условиях детского сада.
Ключевые слова: семья, воспитанники, детский сад, взаимодействие.
Проблема
организации
работы
с
семьями
воспитанников
в
современных условиях детского садаобусловлена тем, что современные
Публикация «Работа с семьями воспитанников в современных условиях детского сада» размещена в разделах
тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным
и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от
уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической
культуры родителей. Достичь высокого качества воспитания и развития
дошкольников, обеспечить вхождение детей во взрослую социальную
действительность, удовлетворить запросы родителей и интересы детей,
создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только
при условии эффективной организации работы с семьями воспитанников.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей
в вопросах развития, обучения и воспитания детей необходимо вовлечь их в
жизнь детского сада. В соответствии с этим изменяется и позиция
дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование
содержания, форм и методов сотрудничества воспиттелей и семьи в целях
гармоничного развития ребенка.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста
осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни
образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов,
родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и
родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности
по воспитанию и развитию ребенка;
В настоящее время становятся популярными совместные проекты для
всех участников педагогического процесса: «Неделя здоровья», «Лего и мы»,
«Финансовая грамотность», «Моя семья» (создание «Семейной книги»,
«Генеалогическое древо» и др. Эти проекты предполагают самостоятельную
творческую работу детей и родителей [10, с. 74].
В последнее время пользуются популярностью такие формы как
мастер-классы, в ходе которых родителям предоставляется возможность
чему-то научиться: сделать поделку или открытку, провести эксперимент,
изготовить игру, научиться рисовать в нетрадиционной технике, выполнять
упражнения для «гимнастики мозга» и т. д. Знания и навыки, которые
приобретут родители на мастер-классе они потом передадут своим детям.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться
индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям
разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния
специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то
конкретных, но важных вопросах семьи. Поэтому важная роль отводится
индивидуальным беседам, в ходе которых изучаются особенности семейного
воспитания,
культуры,
быта,
особенности
детско-родительских
взаимоотношений, выявляются запросы родителей на проведение тех или
иных консультаций, осуществляется педагогическая поддержка в случае
трудностей воспитания и т. д.
Зарекомендовала себя такая форма работы, как почтовый ящик. Все
родители сейчас очень заняты, много работают и у них не так много времени
на индивидуальные беседы с воспитателем, который тоже занят, окружен
детьми и другими родителями. А почтовый ящик представляет собой
небольшую коробочку, которая крепится на дверь группы. Каждый родитель
может оставить в нем записку с вопросом, пожеланием или с замечаниями. У
воспитателя есть возможность в спокойной обстановке подготовиться к
ответу на письмо, в устной или письменной форме сообщить родителям
ответ.
День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с
образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями
воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к
участию. Проводится как экскурсия по учреждению с посещением групп, где
воспитываются и обучаются дети пришедших родителей. После экскурсии и
просмотра проводится беседа с родителями. Однако, в связи с обострением
эпидемиологической
ситуации
такая
форма
работы
практически
не
используется. Поэтому можно предложить родителям принять участие в
виртуальной экскурсии по группе. Экскурсия записывается на видео, которое
предлагается родителям в родительском чате для просмотра. Такая форма
особенно актуальна для родителей групп раннего возраста, которые еще не
знакомы с режимом дня, особенностями организации жизни детей в группе и
много переживают по этому поводу.
Главная цель всех форм и видов работы с семьей - установление
доверительных
отношений
между
детьми,
родителями
и
педагогами,
объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с
другом своими проблемами и совместно их решать. В связи с этим можно
использовать командные формы работы соревновательного типа, например,
«Большие и маленькие», «Папы и мамы», «Умники и умницы», «Спортсмены
и спортсменки», в ходе которых родители и дети выполняют какие-то
интересные задания, участвуют в квест-играх, проходят познавательные
испытания, борются за победу своей команды. Игры объединят родителей,
учат их действовать сообща, поднимают дух семьи.
В некоторых детских садах зарекомендовала себя такая форма работы,
как конкурс фотографий «Наша семья на отдыхе», «Как я помогаю», «Наши
бабушки и дедушки». Эти фотографии оформляются на красочный стенд или
в альбом группы, который каждый может в свободное время просмотреть. А
награждение победителей во время праздничных мероприятий детскими
поделками, сувенирами и почетными грамотами будет особенно приятно
родителям и их детям.
Следует сказать и о такой форме работы, как совместное проведение
дней здоровья с участием родителей и их детей. Веселые игры и состязания
будут
способствовать
формированию
здорового
образа
жизни
у
дошкольников. А в летнее время можно организовать совместное проведение
утренней гимнастики на свежем воздухе с участием родителей, которым по
очереди можно предложить проведение своих упражнений. Положительный
пример родителей приобщит детей к физической культуре, сформирует
положительные привычки.
Необходимо обеспечить готовность педагогов и семей сдошкольников
к участию в образовательном процессе группы. Для этого необходимо
выполнение следующих условий :
- установление доверительных отноешний между педагогами и
родителями;
- изучение запросов родителей, их удовлетворенность проводимой
работой в детском саду;
- формирование у педагогов понимания важности участия родителей в
социализации дошкольников и в воспитательно-образовательном процессе
группы;
- в преодолении психологических барьеров во взаимоотношениях
педагогов и родителей;
- в создании нормативно-правовой базы (программ, моделей) для
включения родителей в образовательно-воспитательный процесс группы;
-
в
предложении
родителям
интересных
форм
взаимодействия,
актуальных вопросов для обеспечения гармоничного развития их детей.
Если детский сад готов впустить родителей в орбразовательный
процесс группы, значит он на пути к выстраиванию эффективного
взаимодействия с родителями. С другой стороны, если родители активны,
позитивно
относятся
к
сотрудничеству,
доверяют
педагогам,
это
обеспечивает их вхождение в жизнь группы.
Таким образом, умелый подбор, сочетание и использование различных
видов взаимодействия позволят выявить положительный опыт семейного
воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также
оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая
условия жизни данной семьи.
Список литературы
1.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей
дошкольника. - М. : Детство-Пресс, 2008. – 149 с.
2.
Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями
в детском саду : Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
3.
Доронова Т. Н Дошкольные учреждения и семья — единое
пространство детского развития. - М. : Просвещение, 2010. – 148 с.
В раздел образования