Людмила Рой
Работа с гиперактивными детьми в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с гиперактивными детьми.
Воспитатель: Людмила Рой
Сегодня мы с вами поговорим о гиперактивных детях. Многие воспитатели в своей практике сталкиваются с ними. Но вот как правильно с ними взаимодействовать, мы и разберёмся сегодня.
Публикация «Работа с гиперактивными детьми в детском саду» размещена в разделах
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Эти дети не могут сосредоточиться на одном предмете длительное время, не могут завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в её выполнении. Продуктивность работы низкая. Им свойственна утомляемость. Умственная деятельность циклична: 5-15 минут – продуктивная работа, 3-7 минут мозг «отдыхает». При утомлении появляется беспричинное раздражение, плаксивость, истерики.
Многие взрослые считают, что такое поведение является результатом дурного характера, невоспитанности или упрямства. Это не так. Скорее можно утверждать, что это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так и психосоциальными факторами.
Мы сейчас не будем обсуждать причины возникновения у детей гиперактивности, а поговорим о том, как проводить работу с такими детишками.
Наличие гиперактивности, по сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Причины этого таковы, что гиперактивные дети сами по себе приносят много неудобств и параллельно будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как они ломают постройки, агрессивны и непоследовательны.
Организуя коррекционную работу с гиперактивными детьми, акцент нужно сделать на следующих умениях ребёнка:
- концентрировать внимание;
- контролировать свои достижения;
- доводить начатое до конца;
- контролировать свои эмоциональные проявления;
- снимать мышечное напряжение;
- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Родителям и окружающим взрослым такого ребёнка важно изменить своё отношение к нему и стиль взаимодействия. Важно понимать, что дисциплинированные меры воздействия на гиперактивного ребёнка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, но тем не менее без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро «садятся на шею» и становятся манипуляторами.
Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не больше 10 слов. Нельзя давать сразу несколько поручений (он их просто не запомнит). Только по очереди и контролируя их результат.
Система запретов и ограничений должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой. Запреты свести до минимума (то, что касается безопасности).
Таких детей просто необходимо приучать к чёткому распорядку дня, режиму.
Важно учитывать, что гиперактивные дети, вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания, характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому, при организации предметно-пространственной среды в ДОУ воспитателям необходимо в групповой комнате выделить пространство для активного отдыха детей.
Помимо занятий в игровой форме с включением физминуток, воспитатель дожен продумать учебный материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах.
От гиперактивных детей нельзя требовать абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и усвоение материала. Воспитателю лучше находиться рядом с ребёнком при непосредственном выполнении задания, успокаивающе проговаривая действия ребёнка спокойным голосом.
Коррекционные приёмы и технологии:
1. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
2. Игры для развития тактильного взаимодействия.
3. Пальчиковые игры.
4. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
5. Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
6. Обучение самомассажу.
7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
8. Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:
-индивидуальная;
-парная;
- подгрупповая.
Итак, дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых участия и терпения. Работа с ними должна быть комплексной и кропотливой, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.