Валерия Витальевна Орлова
Краеведческая работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине у ребенка начинается с ощущения родного края,земли на которой он родился и вырос. Вот почему немаловажное значение приобретают в настоящее время проблемы экологического краеведения - всестороннее познание природы родного края и ответственное отношение к ней.
Публикация «Краеведческая работа в детском саду» размещена в разделах
В современных условиях под краеведением понимается комплекс научных дисциплин разных по содержанию и частным методам исследования, но в целом ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: В законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Детское краеведение не может не заинтересовать воспитателей, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.
Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность на воспитателя, ведь его главная задача состоит в том, чтобы знания, передаваемые детям, в конечном счете, стали основой духовности, правильного эмоционально-го восприятия окружающей действительности.
Одним из первых условий успешной краеведческой работы в детском саду будут глубокие знания самими воспитателями истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала во всех видах деятельности с детьми : - специально организованной (занятия познавательного цикла (игры-занятия, игры- эксперименты и т. д.); - совместной (экскурсии, проблемные ситуации, исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность, интегрированные занятия, акции природоведческого характера и т. д.); - самостоятельной (игровая, трудовая, общение и т. д.). Важное условие успешной работы по краеведению - перспективное планирование краеведческой работы во всех возрастных группах детского сада с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей.
Развивающая среда является главным фактором, способствующим успешному развитию ребенка. Поэтому необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, эколого- волеологическому, нравственно- патриотическому и эстетическому развитию детей.
Развивающая эколого-краеведческая среда состоит из следующих базовых компонентов: экологический кабинет (живой уголок, лаборатория, библиотека, зона коллекций); краеведческая комната, земельный участок (зоны наблюдений, экспериментов, экологическая тропа и т. п.).
Главная цель работы по краеведению - способствовать воспитанию чувства национальной гордости, воспитанию любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, характерных для определенного дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:
1. Формировать первичные представления о себе и своей семье.
2. Дать первые представления о родном поселке.
3. Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:
1. Познакомить детей с основами истории, географии, биологии, культуры родного поселка, района, области.
2. Способствовать развитию склонности детей к элементам исследовательской деятельности.
3. Способствовать формированию навыков природоохранной деятельности.
4. Стимулирование детей к отражению полученных знаний о своей Родине в творческой и практической деятельности.
Предметами и объектами изучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются: я и моя семья, мой дом, моя улица, мой детский сад, мой поселок, родная страна, растительный и животный мир, неживая природа, времена года, наши праздники, интересные люди.
Старшие дошкольники изучают : географическое положение, символику родного края, историю, промышленность, сельское хозяйство, природные зоны, растительный и животный мир, водоемы, почву, климатические условия, природные достопримечательности, интересные места, интересных людей.
Основные формы организации детей – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Основными формами работы с детьми дошкольного возраста по краеведению являются :
- чтение художественных и познавательных текстов,
- рассказы воспитателя,
- игры,
- встречи с интересными людьми,
- экскурсии,
- просмотры видеофильмов,
- практические работы,
- викторины,
- праздники.
В эколого- краеведческой работе с детьми используются методы, рекомендованные кандидатом педагогических наук Николаевой С. Н. :
- метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ ; - наблюдение; - метод отраженной природы (изодеятельность, конструирование, музыкальное воспитание и т. д.); - словесно-литературный (диалог, монолог воспитателя, логическая беседа).
Так же используются специфические методы (Ясвин, Дерябо) : отождествление, эмпатия, рефлексия, ретуализация, метод экспектации (отражение).
В работе с детьми по краеведению широко применяются : - частично - поисковые и эврестические методы, использующиеся для подготовки дошкольников к самостоятельному решению познавательных проблем;
- исследовательские методы- способы организации поисковой творческой деятельности по решению новых для них познавательных проблем;
- метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций);
- метод самостоятельной познавательной деятельности;
- метод социального проектирования- система интегрированных процедур в образовательном процессе.
Одним из немаловажных условий в краеведческой работе является тесная взаимосвязь с родителями, активное включение их в педагогический процесс (родительские собрания, участие в акциях, творческие конкурсы, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах и т. п.).
Благодаря совместной работе дети начинают воспринимать родителей как друзей и союзников, с которыми надежно и интересно. Родители, участвующие в мероприятиях учатся понимать чувства ребенка, его точку зрения, видеть его возможности.
Установление прочных связей с социумом значительно повышает уровень краеведческой работы. Внешние связи должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов. В рамках осуществления взаимодействия с социумом воспитанники:
- посещают музеи, библиотеки, школы;
- участвуют в конкурсах (поселковых, районных, Всероссийских);
- участвуют в спортивных соревнованиях;
- встречаются с интересными людьми края.
Грамотно организованная краеведческая работа позволит детям получить большой запас знаний, почувствовать себя активными участниками в жизни края и поможет искренне полюбить свою Родину.