Кравченко Надежда
Пути развития информационно-коммуникационной компетенции педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку одним из важнейших аспектов информатизации выступает
всемирное внедрение разработанных на основе новейших ИКТ средств и
методов работы с информацией (как например, сбор, анализ, хранение и
передача, то современное образование характеризуется соответствующей
тенденцией. Сущность этой тенденции в том, что в процессе обучения
дошкольников происходит интеграция различных способов познания мира, в
основу которой положен организованный при помощи применения
Публикация «Пути развития информационно-коммуникационной компетенции педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
современной техники и актуальных ИКТ системный подход. Прямым
следствием информатизации образования являются[2, с. 54-57] :
- рост качества компьютерной техники и видеотехники;
- увеличение количества компьютерных аудиторий;
- создание инструментальных средств разработки программ;
- необходимость адаптации виртуальных образовательных сред под
конкретную дисциплину и т. д.
То есть, информатизация одновременно является способом осуществления и новой образовательной модели, и прогнозирования
развития образовательной системы в целом.
Одним из наиболее важных условий информатизации современного
общества является формирование личностной информационной культуры,
следствием которой является необходимость развития информационно-
коммуникативной компетентности педагогов дошкольных организаций.
Так, одним из вариантов путей развития информационно-
коммуникативной компетентности педагогов выступает организация
компьютерно-ориентированной среды.
В данном случае компьютерно-ориентированная среда одновременно
является также педагогической системой, объединяющей в себе[4, с. 179-183] :
- средства управления учебным процессом;
- компьютерные средства обучения;
- информационные образовательные ресурсы;
- направленные на формирование интеллектуально-развитой социально значимой и обладающей необходимым уровнем профессиональных навыков, знаний и умений личности педагогические методы, приемы и технологии.
В создании компьютерно-ориентированной среды существенное
значение имеют педагогические условия, в которые относятся следующие
факторы[1, с. 20-26] :
- внедрение инновационных, в том числе и педагогических ИКТ;
- высокий уровень информационной культуры участников образовательного процесса обучения;
- активную деятельность способных к адекватной самооценке субъектов образовательного процесса;
- обеспечение необходимыми для процесса обучения ИКТ;
- свободный доступ к ресурсам Интернета.
При этом требуется отметить тот факт, что компьютерно-
ориентированная среда в случае повышения квалификации педагогов может
быть охарактеризована как система разного рода ресурсов (научно- и учебно-
методических, информационно-образовательных и учебных,
просветительских и т. д., которые созданы на базе применения современных
технологий – телекоммуникационных и педагогических, информационных и
других. Эта система реализует открытый доступ к различным
образовательно-информационным ресурсам и ориентирована на
максимальное удовлетворение запросов обучающихся на высокое качество
образования. Она также обеспечивает мониторинг качества образования и
предлагает возможность дистанционного повышения квалификации
педагогов.
Учебная деятельность в компьютерно-ориентированной среде
основывается на ряде принципов, среди которых выделяют[2, с. 54-57] :
- сотрудничество и сетевое взаимодействие;
- единство развивающей и образовательной образовательных функций;
- сочетание в обучении индивидуального подхода и коллективной работы;
- открытость и доступность образовательных ресурсов; мотивация
положительного отношения педагогов к образовательному процессу.
Кириллова Г. И. отмечает, что особенности организации компьютерно-
ориентированной среды в ходе образовательного процесса оказывают прямое
воздействие на эффективность ее функционирования. К таким особенностям,
помимо наличия в принципе и широкой доступности ИКТ для работы в
компьютерно-ориентированной среде она относит следующие элементы[3,
с. 25-33] :
- организационные формы интеграции ИКТ в процесс обучения;
- формы взаимодействия участников процесса обучения;
- личное отношение участников процесса обучения к конкретным ИКТ;
- уровень умений, компетентностей и знаний участников процесса обучения в использовании ИКТ;
- личные способности педагогов по мотивации обучающихся к применению ИКТ и интеграции их в образовательный процесс.
Таким образом, становится понятно, что развитие и саморазвитие
компьютерно-ориентированной среды характеризуется связями не только с
динамикой потребностей развития составляющих мобильности субъектов
среды ( как-то: профессиональная, информационная и академическая, но
также и с динамикой изменений разрабатываемых и применяемых в
разнообразных структурах и организациях информационных ресурсов.
Иными словами, одним из основных путей развития ИКК педагогов
выступает полномасштабное внедрение ИКТ в процесс повышения их
квалификации, что ведет к модернизации учебных программ и спецкурсов.
Этот нюанс учитывается рядом направленных на развитие ИКК программ от
локальных методических наработок до международных проектов, которые
предполагают не только регулярный пересмотр образовательных программ,
но и практическую ориентированность процесса повышения квалификации.
Участники этих проектов не только обучаются применению ИКТ, но и могут
обсудить их с коллегами тем или иным образом[5, с. 43-50].
В свою очередь, предложенный Институтом информационных
технологий в образовании ЮНЕСКО проект под названием «ИКТ в
профессиональной деятельности педагогов» преследует своими целями
модернизацию педагогической практики, увеличение информационной
грамотности общества и рост качества образования в целом, а также общее
развитие социального и экономического положения государства (как прямое
следствие достижения первых трех целей). Проект предлагает ряд действий
для развития ИКК педагогов и повышения уровня владения ими ИКТ в
профессиональной деятельности, среди которых можно выделить[2, с. 54-57] :
- разработку общих программ для мероприятий по развитию различных составляющих ИКК педагога навыков;
- согласование современной терминологии и подходов, моделей применения ИКТ в образовании;
- разработку доступных на глобальном уровне учебных материалов;
- обеспечение формирования у педагогов базового набора квалификаций, позволяющих провести интеграцию ИКТ в собственную педагогическую практику;
- осуществление общепрофессионального развития педагогов с целью развития у них ИКК.
Описанные выше курсы, программы и учебные продукты существенно
расширяют возможности создания компьютерно-ориентированной среды,
направленных на общепрофессиональное обучение и, по совместительству,
развитие ИКК педагогов ДО.
Список использованной литературы
1. Байхонова С. З. Применение информационно-коммуникационных
технологий в повышении профессионального мастерства педагогов /
С. З. Байхонова // Академия профессионального образования. 2015.
№ 6(48). С. 20-26.
2. Воронцова Э. М. Формирование информационно-коммуникативной
компетентности будущего педагога в процессе профессиональной
подготовки / Э. М. Воронцова, С. Н. Федорова // Вектор науки
Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. 2012. №4 (11). С. 54-57.
3. Гусев А. В. Переход России к информационному обществу и
молодежная политика / А. В. Гусев // Вестник ассоциации вузов туризма
и сервиса. 2014. №1. С. 25-33.
4. Рытов А. И. Концептуальные подходы к повышению квалификации
педагогических работников в условиях инновационных
преобразований / А. И. Рытов. // Новые технологии. 2011. №1. С. 179-
183.
5. Сухов Е. И. Информационные и телекоммуникационные технологии
как фактор развития информационного общества / Е. И. Сухов // СИСП.
2011. №3. С. 43-50.