Елена Половнева
Психологические особенности игровой деятельности детей шестилетнего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности игровой деятельности детей
шестилетнего возраста. Ролевая игра и ее развитие.
Шестилетний ребенок увлекается различными видами игр. Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой ребенок берет на себя роль взрослого в обобщенной форме, воспроизводит деятельность взрослых и отношения между ними. В условиях игры он может заменять действительные предметы деятельности взрослых разнообразными игровыми предметами.
Публикация «Психологические особенности игровой деятельности детей шестилетнего возраста» размещена в разделах
Развитие игры проявляется в изменении сюжета и ее содержания. Во что же играют современные дети?
У шестилеток можно наблюдать игры не только с бытовым сюжетом, но и достигают своего рассвета производственные сюжеты, а также игры с широкими общественными сюжетами.
Меняется постепенно и содержание детских игр, т. е. то, что воспроизводиться в качестве центрального, характерного момента деятельности взрослых. Главное содержание уже не просто действие с предметами, сколько отношение между людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Ведь именно в ролях воплощается сюжет и содержание.
Как ни фантастичен тот мир, в который вступает ребенок в игре, он все же не является миром абсолютной свободы и произвольности. В своих играх дети отражают то, что происходит вокруг них. Справедливо замечено в одном стихотворении:
Есть не в пример наукам хитрым
Совсем нехитрая одна-
Распознавать по детским играм,
Чем озабочена страна.
В играх есть правила, конечно они менее жестки, чем правила действительности, ребенок чтоб быть в игре должен им подчиняться. У каждой роли свои правила и дети заимствуют их из мира взрослых.
С усложнением игры в шестилетнем возрасте увеличивается состав ее участников, значительно возрастает и продолжительность существования игровых объединений. До начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, подбирают игрушки. А в ходе игры контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя тот или иной персонаж, чего не наблюдается у малышей.
На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры у детей 3-7 лет выделили и охарактеризовали четыре уровня ее развития.
Первый уровень развития игры: Центральным содержанием игры являются действия с определенными предметами, направленные на партнера по игре. В основном в таких играх происходит кормление, кого и чем не особенно важно!
Роли в таких играх есть, но они определяются действием, а не определяют его сами. В трехлетнем возрасте роли как правило не называются, и дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Но даже если в игре есть ролевое разделение, то они все равно не вступают в отношения типичные для реальной жизни.
Действия их однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра в основном состоит из актов кормления, не перерастающие в другие за ними следующие действия также, как и не предваряются другими действиями.
Второй уровень развития игры: Основным содержанием, как и на предыдущем уровне является действие с предметом. Но в нем на первое место выдвигается соответствие игрового действия реальности.
Роли дети называют, разделяют функции, действуют согласно выбранной роли!
Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какого-нибудь одного типа действий.
Третий уровень развития игры: Основным содержанием игры становится выполнение вытекающих из роли действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют себя до начала игры. Роль определяет и направляет поведение ребенка.
Логика и характер действий определяется взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными, появляется специфическая ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.
Нарушения логики действий опротестовываются. Вычленяются правила поведения, которым дети подчиняют свои действия. Показательно, что нарушение правила замечается со стороны. Упрек в нарушении огорчает ребенка, он пытается исправить ситуацию и пытается найти оправдание.
Четвертый уровень развития игры: Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.
Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок ведет одну линию поведения. Ролевые функции всех детей взаимосвязаны. Речь подчинена роли говорящего и к кому она обращена.
Действие разворачивается последовательно, строго по сюжету выбранной игры, они очень разнообразны и направлены на всех участников.
Нарушение логики действий и правил отвергаются. Отказ от нарушений мотивируется ссылкой на реальность и рациональность правил.
Выделенные уровни развития игры являются и определенными стадиями развития самого ребенка.
Используемая литература: Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста».