Мария Дроздова
Психологические характеристики дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические характеристики дошкольников с общим недоразвитием речи
Термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) объединяет различные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики, при нормальном слухе и интеллекте [1, с. 56].
Темочки:
ОНР – общее недоразвитие речи, речевое нарушение, относящееся к психолого-педагогической классификации. При ОНР у ребёнка с нормальным слухом и интеллектом нарушены все компоненты речевой системы (звукопроизношение, фонематические функции, лексика, грамматический строй речи). Это является обязательным условием. Если у ребёнка грубо нарушено звукопроизношение, речь малопонятна, но словарь достаточно точен и богат, фраза оформлена грамматически правильно. Это уже не будет являться общим недоразвитием речи, хотя для окружающих это проблема будет ярко выраженной [1, с. 56].
Другой пример: речь ребёнка достаточно понятна, нарушено произношение всего 1-2 звуков, в потоке речи он иногда смешивает несколько парных фонем, речь фразовая и достаточно понятная, но словарь не совсем точен, имеются ошибки в согласовании, при употреблении сложных предлогов.
Такое речевое нарушение может быть практически незаметным для окружающих и даже для родителей, но уже будет являться общим недоразвитием речи со всеми вытекающими последствиями [2, с. 59].
Речевое недоразвитие любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда, недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать. Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций [3, с. 90].
Признаки, указывающие на ОНР у ребенка [4, с. 54] :
1. Речь ребенка малопонятна.
2. Первые слова ребенок произнес в 3-4 года, может быть, даже к 5-ти годам.
3. Ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может сам оформить свои мысли в фразы.
4. Речь грамматически не согласована и плохо оформлена фонетически.
Дети с ОНР это очень разнородная группа. Это и практически безречевые дети с зачатками лепетных слов, и дети с достаточно понятной фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Поэтому выделяют уровни общего недоразвития речи. Это позволяет более точно описать речевые проблемы ребёнка. Без уточнения уровня заключение ОНР мало о чём говорит [5, с. 44].
I уровень недоразвития речи (ОНР 1) [5] :
• Активный словарный запас: «лепетные» слова, звукоподражания.
• Произносительные способности: наблюдаются грубые нарушения, ребенок может произнести лишь слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов («мама», «баба», «на», «би-би», «няня», «ляля», «бах», «ам» и др.).
• Фразовая речь отсутствует, поэтому этих детей еще называют «безречевыми». При общении помимо «лепетных» слов и звукоподражаний они активно используют мимику и жесты. Понимают таких детей лишь близкие люди.
I уровень самый тяжёлый. Это либо дети вообще без речи, либо дети, использующие несколько отдельных лепетных, либо очень усечённых (до 1-2 слогов) слов. Фразы на этом уровне нет вообще, часто используется одно деформированное слово вместо предложения.
Так же это одно слово может иметь несколько значений. Например «ПИ» это и мышка, и птичка, и хочу пить. Очень активно такие дети для общения используют жесты и мимику. Огромна разница между объёмом активного и пассивного словаря. Это дети, которые, со слов родителей, всё понимают, но ничего не говорят [5].
Однако при детальном обследовании выясняется, что и пассивный словарь таких малышей гораздо ниже возрастной нормы. Произношение звуков непостоянно. Грамматических форм нет вообще. Очень желательно для детей с I уровнем речевого развития начать логопедические занятия не позже 3-х лет, тогда прогноз дальнейшего обучения будет более благоприятным [6].
II уровень недоразвития речи (ОНР 2) [5] :
• Активный словарный запас: появляются общеупотребительные слова разных частей речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные).
• Произносительные способности: значительно отстают от возрастной нормы. Наблюдается тенденция к разрушению слоговой структуры слова, например, дети часто сокращают количество слогов («машина»-[сина]). Также дети постоянно заменяют или переставляют звуки или слоги в словах.
• Связная речь: примитивна. Появляются фразы из 2-3 слов, как правило, грамматически не согласованных («синий машина», «мама пошел», отсутствуют предлоги. Если попросить ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок, то он станет перечислять либо изображенные на картинках предметы, либо действия, совершаемые с ними.
II уровень речевого развития. Появляется фразовая речь. Фраза очень примитивная, аграмматичная, но это уже несколько слов объединённых по смыслу. Появляются полноценные слова, хотя часто очень искажённые [6].
Звукопроизношение грубо нарушено. Из-за фонематического несовершенства в речи возможны непостоянные замены, но они уже не такие хаотичные как на I уровне речевого развития. Очень сильно нарушена слоговая структура слов. Сокращается количество слогов, теряются согласные в стечениях. Употребление грамматических форм носит случайный характер [5].
Дети со II уровнем речевого развития практически не употребляют предлоги или заменяют на общий искажённый предлог. «А туи»= «на стуле», «а кани» = «в стакане». Очень ограничен словарный запас. Дети не могут назвать детёнышей животных, части целого (спинку и ножки у стула, затрудняются в назывании цветов, простых форм.
Примерный рассказ по серии картинок ребёнка со II уровнем речевого развития. «Косики си моть. Диютя. Бух водю.» = «Козлики шли по мосту. Дерутся. Бух в воду.»
III уровень недоразвития речи (ОНР 3) [5] :
• Активный словарный запас: значительно богаче по сравнению с ОНР 2.
• Произносительные способности: наблюдаются отсутствие некоторых звуков или замена их на другие. Возникают трудности при произнесении слов, состоящих из 4-х и более слогов («милиционер» – [мицианер]).
• Слово- и формообразование: трудности в образовании форм множественного числа (вместо «уши» – [ухи], в родительном падеже – [ух], слов с уменьшительно-ласкательным значением («шкаф» – [шкафик]).
• Связная речь: более или менее оформлена грамматически. Ребенок, составляя рассказ, может опускать или менять местами важные для сюжета детали. Он также пользуется развернутыми фразами, при построении которых допускает меньше ошибок в согласовании слов в роде, числе и падеже. Затрудняется при употреблении сложных предлогов, таких как «из-за», «из-под» [1].
III уровень речевого развития. Речь фразовая и достаточно развёрнутая, но остаются элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Часто остаётся нарушенным произношение таких звуков как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Даже те звуки, которые дети могут произнести изолированно, в потоке речи они смешивают (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т. п.) [5].
Слоговая структура длинных многосложных слов обычно нарушена. Особенно ярко это проявляется во фразе. Дети пользуются всеми частями речи, но редко используют прилагательные и наречия, словарь остаётся ещё достаточно бедным и неточным. Например, такие глаголы, как вяжет, вышивает ребёнок заменяет одним словом шьёт.
Остаются достаточно выраженные ошибки при словообразовании и словоизменении (много креслов, окнов, грушный сок, лисиный хвост и т. п.). Ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными (5 письмов, солнышко лучистая) [5].
Ошибки при употреблении предлогов, особенно сложных, которые обычно заменяются простыми (поднял с пола = поднял из пола, достал из-под стола = достал из стола и т. п.). Имеются трудности при составлении рассказов. Дети используют обычно простые нераспространённые фразы.
В последние годы стали выделять и IV уровень речевого развития при ОНР, раньше подобное речевое нарушение называли не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). В последнее время чаще используют именно такую формулировку, IV уровень ОНР [1].
Для этого уровня так же характерны проблемы развития лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, только выражены они не так ярко. Такие дети могут произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их.
Слоговая структура нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне фразы. Остаётся бедным и неточным словарь, продолжают встречаться грамматические ошибки устной речи [1].
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом [7].
Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.
Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития [5] :
здоровье матери (перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери – как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи ( отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.);
гипоксия – недостаточное снабжение кислородом (при плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга);
родовая травма (непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга).
Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок [8, с. 78].
общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС, а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
нарушения речи окружающих взрослых ( речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь – «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).
Несмотря на то что ОНР может сопровождать различные формы речевых патологий, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности [5] :
низкая речевая активность;
критичность к речевой недостаточности;
неравномерность речевого и психического развития
В приложении 1 отражены показатели развития речи детей с ОНР при различных уровнях развития речи.
На фоне относительно развёрнутой речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании вариантов слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют названия части предмета названием целого предмета, нужное слово - другим, сходным по значению [9, с. 53].
В работах многих авторов подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, характерны значительный индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом. Следующей особенностью речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения [5, с. 54].
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети с ОНР 3 уровня пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов, неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества [5].
Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдается при актуализации предикативного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др. [10, с. 90].
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафразиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – появляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных парафразий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю [11, с. 54].
Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков.
Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов [5].
Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитие речи изучалось различными исследователями. Так, по мнению Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной и др. в устной речи детей более развитой оказывается функция номинации по сравнению с предиактивной функцией [5].
Известно, что название действий (кроме слова дает) появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Принимая во внимание то, что в норме глагольный словарь составляет лишь 1/2 часть от слов существительных, следует сказать, что при нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал, по отношению к довольно обширному предметному словарю. В дошкольном возрасте ошибки проявляются в незнании, неточном знании и употреблении некоторых слов. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обозначающее сходное действие (строгать – чистить, вязать – плести и др., либо заменяют действие названием предмета (открывать – дверь, играть – мяч, возможны случаи показа действия из-за незнания названия действия. Например: Мать моет ребенка в корыте. Заменить глагол «моет» глаголом «купает» долго не удается [5].
Не всегда правильно дети с речевой патологией могу объяснить значение глагола. А. А. Леонтьев высказал предположение о различной психологической природе усвоения существительных, глаголов и прилагательных. Поэтому и тенденция осознания значения слов различных частей принципиально различны [12, с. 65].
Так, при объяснении значения глагола дошкольники используют следующие способы [13] :
1) объяснение через включение в контекст (ехать на машине);
2) синонимизация, то есть воспроизведение глаголов близких по семантике (идти – шагать, плыть – купаться);
3) толкование слова путем конкретизации действия (бегать – быстро шагать);
4) использование других грамматических форм (лезть – лезут);
5) случайные ответы (бежать – драться);
6) отказы.
Преобладающим способом является включение в контекст. Дети с общим недоразвитием речи редко используют другие способы. При контекстуальном объяснение значения глагола интересно проследить в какой контекст включается исходный глагол. Преобладающим является воспроизведение объекта (нести – сумку, овощи, продукты). На втором месте по распространенности стоит добавление локатива (ехать – на дачу). Дети без нарушений речи часто воспроизводят способ действия (идти – пешком). У детей с общим недоразвитием речи такого рода объяснений не встречаются, что свидетельствует о недостаточной сформированности синтагматических связей, а так же валентности глагола [14, с. 56].
На основании изложенного материала, можно сделать следующие выводы о формировании глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [15, с. 65].
1) глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря;
2) основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому глагольный словарь значительно мал;
3) в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно (ест, спит, пьет, лежит и др.);
Таким образом, развитие словаря детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи имеют ряд общих закономерностей. Также отмечается сходство затруднений в усвоении глагольного словаря у детей указанных категорий. Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи эти затруднения оказываются более стойкими, многообразными, и требуют своевременного выявления и специальной коррекционной работы по их преодолению.
Список используемой литературы:
1. Архипов Б. А., Эльконин Б. Д. Язык антропотехнического (посреднического) действия. «Антропопраксис». Ежегодник гуманитарных исследований. Ижевск: Издательство ВЭГУ, 2011. С. 5-16.
2. Борисова О. М. Развивающий потенциал игр младших школьников // Молодые ученые столичному образованию. Мат-лы XII городской научно-практической конференции с международным участием. М. : ГБОУ ВПО МГППУ. 2013. С. 10-11.
3. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 1982. 221 с.
4. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний учащимися в школе. М. : Эксмо, 2012. 212 с.
5. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. М. : Просвещение, 1967. 309 с.
6. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка (экспериментальные исследования речевых реакций ребенка). М. : Просвещение, 1927. 290 с.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2004. 434 с.
8. Капранова Л. Н. Бабушкины забавы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 348 с.
9. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. М. : Педагогика, 1981. 323 с.
10. Окупатов С. М. Проблема развития речи в психолого-педагогической литературе // Вестник КГУ. 2014. №8. С. 56-62.
11. Лавуазье А. Записки учителя. М: Эксмо, 2002. 221 с.
12. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Дошкольное воспитание. 1947. № 9. С. 44-52.
13. Мамонтов А. П. Психология дошкольников // Вестник КГТУ. 2011. №4. С. 54-68.
14. Примерная основная программа дошкольного образования «Детство» / Бабаева Т. И. и др. СПб. : Детство-пресс, 2011. 188 с.
15. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). М. : Наука, 1990. 320 с.