Лариса Панфиленко
Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
Консультация- презентация на тему :
Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр
Конкурс: «Лучший конспект занятий для ДОУ»
Номинация: «Лучшая методическая разработка»
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.
Публикация «Консультация-презентация на тему: „Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными «американскими» боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и логично излагать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Особенности связной речи детей
Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.
Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.
В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказы-вания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в пред-шествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей.
С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке, затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»).
Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому ини-циативному высказыванию ребенка нужно относиться бережно, поддерживать его.
В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети
овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.
Рассказ сравнительно с пересказом — более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений, с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого расска-зывания. Большое значение в развитии связной речи дошкольников играют игры.
Дидактическая игра является одной из форм обучения детей, служит составной частью непосредственной образовательной деятельности. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В дидактических играх (игры с дидактическими игрушками и дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настолько-печатные) дети учатся также согласовывать действия, подчинятся правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и самая главная задача- развитие связной речи.
Я предлагаю вам презентацию игр, которые использовала в непосредственной образовательной деятельности для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Используемая литература:
Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
Е. И. Тихеева «Развитие речи детей»;
О. Ушакова «Развитие речи детей»;
Статьи журнала «Дошкольное воспитание» :
В. Гербова «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», № 8, 1998 г. ;
О. Ушакова, Л. Щадрина «Развивайте речь дошкольника», № 2, 1997 г. ;