Татьяна Добрынина
Проектирование коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
"Проектная деятельность учителя-логопеда как оптимизация коррекционно-развивающего воздействия на детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. "
Дошкольное детство-уникальный период в жизни человека. Та информация и опыт, которые ребёнок получает в раннем возрасте, будут первостепенными в его дальнейшем развитии, приобретая функцию базовых в становлении статуса личности, его индивидуальности. Качественными показателями успешной социализации ребёнка в обществе становится возможность использования языковых норм во всех проявлениях родной речи. Речевые нарушения любой степени тяжести выстраивают непреодолимую преграду на пути к социализации ребёнка и возможности его полноценного участия в жизни коллектива.
Публикация «Проектирование коррекционной работы» размещена в разделах
Всё вышесказанное является причиной того, что отправной точкой в процессе социализации ребёнка с речевой патологией становится логопедическая коррекционно-развивающая помощь. Дошкольные образовательные учреждения принимают на себя функцию первоисточника, первооткрывателя в данном направлении. Ежегодные диагностические мероприятия выявляют, что процентное соотношение воспитанников ДОУ неуклонно растёт в сторону нуждающихся в логопедических коррекционно-развивающих занятиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования детерминирует логопедическую коррекционно-развивающую помощь в дошкольных образовательных учреждениях как всеобъемлющую не только количественно, но и качественно. Однако, в условиях логопедического пункта ДОУ учителю-логопеду приходится встраиваться в общий воспитательно-образовательный процесс, не имея возможности определять общие для всех целевые ориентиры коррекционной работы. В связи с этим на передний план в работе учителя-логопеда ДОУ выступает поиск оптимальных форм, методов и средств для наиболее эффективного коррекционно - развивающего воздействия.
Особую группу составляют дети, которым требуется коррекционно-развивающая помощь сразу по нескольким направлениям речевого развития. По этой причине в условиях инклюзивного образования на логопункте учителю-логопеду необходимо учитывать не только специфику речевого дефекта каждого ребёнка, но и иметь возможность выделить то общее, что позволит унифицировать формы и методы работы, создавая предпосылки для более универсального использования времени, отведённого на каждого ребёнка-логопата. К примеру, дети, страдающие фонетико-фонематическими нарушениями речи, нуждаются не только в коррекции звукопроизношения. Для них необходимо организовать работу по развитию фонетических представлений и фонематического слуха, совершенствованию лексико-грамматических категорий, развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза. В этом случае очень удобно использовать проектирование коррекционно-развивающей работы по тем направлениям, которые обусловлены структурой данного речевого дефекта.
Принимая во внимание принципы последовательности и доступности при проектирование работы по развитию более поздних психических процессов предпочтительнее опираться на уже созревшие механизмы и функции. Движения и эмоции - тот фундамент, на который стоит опираться при развитии самых разнообразных компонентов речи, так как они наиболее развиты у дошкольников. Развивая эмоциональную и двигательную сферы ребёнка-логопата мы создаём предпосылки для становления самых разнообразных психических процессов, а также для целенаправленного воздействия на его речь.
Общепризнано, что активное развитие речи происходит при условии, что движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной силы и точности. Учитывая этот факт, коррекционно-развивающие занятия целесообразно выстраивать в направлении от движения рук к речи. Для этого благодатной почвой становятся занятия фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика - это игровые упражнения, в результате систематического выполнения которых происходит развитие фонематического слуха и правильное формирование звукопроизношения у детей, улучшается координация движений, нормализуется речевое дыхание, развивается интонационная выразительность речи.
Для более всеобъемлющего использования фонетической ритмики и повышения результативности в итоге проведения системы занятий по данному направлению предпочтительнее создание долгосрочного проекта, который поможет вызвать у детей-логопатов желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи, развить их речевой и творческий потенциал, активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, повысить мотивацию и интерес к логопедическим занятиям. Кроме того, проектирование долгосрочной работы в данном направлении будет способствовать объединению усилий педагогов ДОУ, а также родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко используя родительский потенциал.
Для создания проекта по систематическому использованию в коррекционно-развивающем процессе упражнений на основе фонетической ритмики следует принять во внимание следующее:
• Проведение занятий должно быть регулярным (не менее трёх раз в неделю);
• Речевой материал и движения предварительно не заучиваются, а проводятся по подражанию, синхронно с педагогом;
• Необходимо принимать во внимание этап работы (на начальном этапе внимание больше уделять движению, не акцентируя внимания на речи);
• Для нормализации психической и двигательной активности детей необходимо чередовать противоположные по характеру движения-быстрые и медленные, напряжённые и расслабляющие, резкие и плавные и т. д. ;
• Знакомить детей со звуками необходимо в определённой последовательности, начиная с самых простых для произношения (гласные [а],[о],[у],[и],[э],[ы];согласные[м],[н],[в],[ф],[п],[б],[т],[д],[к],[г], [х],[с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р], [й], а затем йотированные гласные);
• Целесообразно использование упражнений на основе фонетической ритмики в процессе занятий со старшими дошкольниками по обучению грамоте;
• Данные игровые упражнения могут составить целое логопедическое занятие либо стать его частью (возможно использование в виде весёлых динамических пауз на других занятиях, что очень важно для создания общего коррекционно-развивающего пространства в ДОУ);
• Игровые упражнения на основе фонетической ритмики могут быть использованы не только на подгрупповых занятиях, но и в индивидуальной работе.
В заключении хотелось бы отметить, что идея проектирования коррекционно-развивающей работы на основе фонетической ритмики стала результатом поиска эффективных форм работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, позволяющих интегрировать всех участников воспитательно-образовательного процесса. Применение и практическое использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования для всестороннего, целенаправленного воздействия на детей с речевыми нарушениями, а также более прочного овладения ими коммуникативным опытом.
Список литературы:
1. Бахчеева Е. Н., Никитина С. А., Будилова В. Ю. Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 18–21. – URL : https://e-koncept.ru/2017/771175.htm.
2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс,2008.
3. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.
4. Костылева. Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. -М. :ТЦ Сфера, 2007.- 64с. -(Логопед в ДОУ)
5. Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М. ,1993.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014