Получи документы

Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения

Олеся Викторовна Цветнова
Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения.

О. В. Цветнова, педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» города Орска»

Оренбургской области

[/i]

Публикация «Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения» размещена в разделах

Проблема раннего обучения детей; чтению (РОЧ) дискутируется на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения.

Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться уже с двух-трехлетнего возраста, когда дети охотно интересуются звуками, играют с ними, с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей.

На наш взгляд, система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком. Суть вопроса не в целесообразности РОЧ, а в том, как лучше это сделать.

Учение — это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы он был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания.

Прежде чем говорить о раннем обучении чтению, уточним сущность чтения — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое, правильностью, осмысленностью.

Одной из причин трудностей при обучении чтению является :

• педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-ориентированного подхода, может быть вызвана:

а) форсированностью темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребенка по его усвоению);

б) недостаточным контролем за усвоением знаний;

в) пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи;

г) равнодушием семьи и др. ;

Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению дает положительные результаты. Рассмотрим некоторые аргументы в пользу вышесказанного:

• буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогax, словах, фразе;

• развивается аналитико-синтетическая деятельность;

• уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;

• появляется уверенность в себе, исчезают негативное отношение к школе;

• совершенствуются коммуникативные связи.

Для обучения чтению важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и др.

Сформировать стабильный графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразовывание наиболее целесообразным способом. Для развития зрительно-пространственной ориентировки целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволит избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Волшебный сундучок», рисование на спине).

Трудности при выработке навыков слогослияния у детей быстрее преодолеваются, если учитывать - специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребенка в отдельности. Дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не нужно, задерживаться на чтении слогов, переходите к чтению односложных слов с закрытым слогом. Это окрыляет детей, вселяет уверенность. Затем вводится чтение 2-3-сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. На начальных этапах обучения чтению хорошо использовать дидактические игры: «В гостя у буквы», «Где спрятался звук», затем слоговые таблицы Н. Зайцева.

Для преодоления трудностей в делении слов на слоги используется цветовая маркировка слогов, деление на слоги с помощью вертикальных черточек, игры «Помоги Буквоеду», преобразование слов путем смены одного слога.

Пока дети находятся на слогово-аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребенка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. При этом эффективны такие игры, как «Найди подарок», «Пройди по тропинке». Ребенок получает карточку, на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков. Малыш читает, выполняет инструкцию, достигает намеченной цели и находит сюрприз, получая от этого огромное удовольствие. По мере овладения качеством чтения текст усложняется.

В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.

Публикации по теме:

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтениюИгры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте "АБВГДейка".

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Дидактическое пособие «Окошки» для обучения чтениюДидактическое пособие «Окошки» для обучения чтению На просторах интернета увидела пособие для обучения чтению. В оригинале оно было рассчитано только на слоги. Я немного усовершенствовала.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Математический тренажер для решения арифметических задачМатематический тренажер для решения арифметических задач Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 13:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Викторовна Цветнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД