Олеся Викторовна Цветнова
Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения.
О. В. Цветнова, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие» города Орска»
Оренбургской области
[/i]
Публикация «Проблемы раннего обучения чтению и пути их решения» размещена в разделах
Проблема раннего обучения детей; чтению (РОЧ) дискутируется на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения.
Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться уже с двух-трехлетнего возраста, когда дети охотно интересуются звуками, играют с ними, с учетом интеллектуальных и речевых возможностей детей.
На наш взгляд, система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком. Суть вопроса не в целесообразности РОЧ, а в том, как лучше это сделать.
Учение — это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы он был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания.
Прежде чем говорить о раннем обучении чтению, уточним сущность чтения — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое, правильностью, осмысленностью.
Одной из причин трудностей при обучении чтению является :
• педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-ориентированного подхода, может быть вызвана:
а) форсированностью темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребенка по его усвоению);
б) недостаточным контролем за усвоением знаний;
в) пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи;
г) равнодушием семьи и др. ;
Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению дает положительные результаты. Рассмотрим некоторые аргументы в пользу вышесказанного:
• буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогax, словах, фразе;
• развивается аналитико-синтетическая деятельность;
• уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;
• появляется уверенность в себе, исчезают негативное отношение к школе;
• совершенствуются коммуникативные связи.
Для обучения чтению важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание нужно уделять психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и др.
Сформировать стабильный графический образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразовывание наиболее целесообразным способом. Для развития зрительно-пространственной ориентировки целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволит избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони, тактильное опознание букв (дидактические игры типа «Волшебный сундучок», рисование на спине).
Трудности при выработке навыков слогослияния у детей быстрее преодолеваются, если учитывать - специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребенка в отдельности. Дети, имеющие речевые проблемы, легче овладевают чтением обратных слогов, затем прямых. Не нужно, задерживаться на чтении слогов, переходите к чтению односложных слов с закрытым слогом. Это окрыляет детей, вселяет уверенность. Затем вводится чтение 2-3-сложных слов с прямыми слогами, стечением согласных. На начальных этапах обучения чтению хорошо использовать дидактические игры: «В гостя у буквы», «Где спрятался звук», затем слоговые таблицы Н. Зайцева.
Для преодоления трудностей в делении слов на слоги используется цветовая маркировка слогов, деление на слоги с помощью вертикальных черточек, игры «Помоги Буквоеду», преобразование слов путем смены одного слога.
Пока дети находятся на слогово-аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребенка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. При этом эффективны такие игры, как «Найди подарок», «Пройди по тропинке». Ребенок получает карточку, на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков. Малыш читает, выполняет инструкцию, достигает намеченной цели и находит сюрприз, получая от этого огромное удовольствие. По мере овладения качеством чтения текст усложняется.
В процессе обучения чтению, особенно на первоначальных этапах, используются книги с иллюстрациями, одноцветный и многоцветный текст, а также тексты, придуманные самим ребенком к своим рисункам.
Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.