Елена Геннадьевна Вакуленко
Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило бурятских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Публикация «Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры» размещена в разделах
Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком.
Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции бурятского народа. Игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игры формируют высокую нравственность. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу; другие развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатого и разнообразного по своему содержанию. Отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
В 2022 году наш детский сад принимает участие в IX федеральном научно – общественном конкурсе «VIII жемчужин дошкольного образования» в номинации («Национальные игровые традиции, как средство воспитания детей дошкольного возраста») в рамках этого конкурса мы с детьми начали активно изучать традиции бурятского народа, в быту, обычаях культуре и народных играх. Главный принцип традиционных игр у бурят : кто быстрее пришел - победил, кто первый упал - проиграл. Национальные бурятские игры всегда славились азартом: игроки проверяли силу и выносливость, а также смекалку. Многие жители Бурятии по сей день интересуются национальными играми, поскольку они - неотъемлемая часть культуры, истории. Бурятские народные игры существуют со времен Чингисхана, ими всегда заканчивались молебны и большие мероприятия. Народные игры у бурят обязательно были приурочены к уборке урожая, к окончанию покоса в советский период. Кстати, советские годы наложили огромный отпечаток на культуру Бурятии, в том числе на игры. Именно в это время игры бурят немного видоизменились. Широкое распространение получили национальные игры и виды спорта. Во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр.
Например, игра "Слепая баба" (Хохор хамга-шаалга") носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней. Играющие убегали от "слепой бабы" как от слепой силы, от злой судьбы. Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра вроде "Жмурок". Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.
В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры"Шагай", игры "Хонгордоолго", "Таалсалга"). В Бурятии существует огромное множество национальных игр - от подвижных до интеллектуальных. Каждая игра отличается от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Также в играх присутствует много понятийных вещей - названий на бурятском языке, ассоциаций с животным миром и другое. Игру можно расценить и как метод воспитания ребенка, который с малых лет узнает пять основных видов скота в Бурятии - баран, овца, лошадь, корова, коза. Благодаря играм ребенок с малых лет формировался как личность - он становился серьезнее и в итоге вырастал настоящим мужчиной, который мог стрелять на скаку, бороться с соперником, пользоваться ножом. Например, игра "Верблюжонка верблюд ловит" ("Ботогон буурашалга") напоминает игру "Кошки-мышки", только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура, верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. "Верблюжонок" становится в круг, а "верблюд" остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если "верблюду" все же удается прорваться, то он пытается схватить "верблюжонка". Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками, а "верблюда" снова задерживают. Если "верблюду" долго не удается поймать "верблюжонка", его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда "верблюжонок" пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих. Еще одна игра - игра в "Лодыжки" ("Шагай") широко распространена среди бурят. Лодыжки - специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. Игра с такими костями имеет несколько разновидностей, принять участие в которой могут два человека и более. В старину у бурят в каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Каждый гордился своей коллекция и старался не отставать от других. Косточки раскрашивались в разные цвета: красный, чёрный, зелёный, коричневый. Яркие “шагай” давали детям еще с колыбели – их связывали верёвкой, скрепляли между собой в виде погремушек. Ребенок перебирал их, рассматривал. Для более старшего возраста (4-7 лет) “шагай” отражал жизнедеятельность взрослых. Их превращали в овец, коз, коров, сами при этом брали на себя роль пастухов и чабанов. Играя в “шагай”, дети учились по ходу считать, ориентироваться в пространстве, воспитывались сообразительность, реакция. Поскольку игра является отражением основного занятия народа – скотоводства, то бараньи кости (лодыжки) означают пять видов животных: 1. “Хонхо” (с выемкой, упавшие вогнутой стороной – это козел (козлик). 2. “Бухэ” – (горбатый, упавшие выпуклой стороной вверх – это овца. 3. “Морин” – (конь, упавшие на бок ровной стороной, ребром – это “лошадка”. 4. “Ухэр” – (корова) – упавшие на бок резной стороной. 5. “Тэмээн” – косточки, оказавшиеся в сидячем положении – встали на “дыбы” или берцом – это “верблюд”.
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с традициями и бытом бурятского народа, через национальные игры бурят.