Татьяна Багира
Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Как показывает педагогическая практика, такую возможность даёт технология проектной деятельности. Проекты в детском саду предполагают самостоятельную деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы ребенок обучается планировать свои действия, контролировать процесс выполнения, а также учится прогнозировать результат своей деятельности.
«Человек-это, прежде всего проект, который переживается
Публикация «Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
и развивается субъективно, а не мох, плесень и не цветная капуста»
Жан Поль Сартр (французский философ)
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Статья «Приобщение детей к здоровому образу жизни в рамках дошкольного образовательного учреждения».
Воспитатель: Багира Т. А.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Одной из важных задач государства является поддержание и укрепление здоровья населения. Социальное и физическое здоровье – это та самая основа, которая обеспечит каждому человеку надлежащее качество жизни, а стране в целом – устойчивый социально-экономический рост. Именно поэтому формированию здорового образа жизни уделяется большое внимание в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Залогом успешного развития общества в каждом государстве является здоровье подрастающего поколения. Необходимо понимать, что сохранение и укрепление здоровья детей носит социальную значимость для государства, так как от этой категории населения зависит здоровье нации. В современном мире многие взрослые люди тщательно заботятся о своем здоровье, следят за правильным питанием, занимаются физкультурой и спортом, но часто забывают о том, что детей следует приобщать к здоровому образу жизни еще в дошкольном возрасте. Статистические данные подтверждают тот факт, что в школу поступают абсолютно здоровыми лишь 4,3% детей, поскольку современные дети страдают от многих пагубных факторов: наследственность, экология, гиподинамия, не соблюдение режима дня, неправильное питание.
Необходимо помнить, что именно в дошкольном возрасте происходит овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни : при организации гигиенических процедур, питания, двигательной деятельности, закаливания, прогулок и т. д. Важность данной проблемы послужила основанием для определения темы статьи: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
Основные компоненты здорового образа жизни
1. Рациональный режим.
2. Правильное питание.
3. Закаливание организма.
4. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
1. Рациональный режим дня
Правила рационального режима дня
• Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
• Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
• Формирование культурно-гигиенических навыков.
• Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
• Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми, перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша
Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:
• частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
• ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
• отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
• трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.
2. Правильное питание
Питание еще один компонент здорового образа жизни, рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющее нормальное развитие ребенка. Существуют основные принципы рационального питания:
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья
Основные принципы рационального питания:
• Обеспечение баланса
• Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
• Соблюдение режима питания.
3. Закаливание
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка.
Методики закаливания.
Методика босохождения:
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов С. Вначале ходят в носках в течение 4-5 дней, затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп и влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно такое действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании.
Методика проведения обширного умывания:
1 этап Ребенок поочередно от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки.
2 этап Обмывание шеи.
3 этап Растирание сухим полотенцем
4 этап. Растирание мокрой ладошкой верхнюю часть груди
Методика проведения полоскания горла прохладной водой.
Закаливание рекомендуется проводить для профилактики заболеваний носоглотки. Дети дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают процедуры при температуре воды 36-37 градусов С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 градус С и доводится до комнатной температуры и ниже. (если у ребенка хорошая носоглотка).
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Маленькие дети обладают удивительной способностью, как выражать свои эмоции, так и понимать эмоциональную экспрессию. С самых ранних лет младенцы способны изменять своё поведение в зависимости эмоционального состояния взрослых.
Для того чтобы помочь ребёнку укрепить психоэмоциональное здоровье нужно использовать наилучшим образом способности к обучению воспитанию и оздоровлению дошкольников.
В качестве приоритетного направления, как средства сохранения стабильного психоэмоционального состояния, я считаю работу с детьми в рамках метода песочной терапии.
Преимущества песочной терапии:
• усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта"
• в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
В итоге можно сделать вывод, что с малых лет необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, соблюдая основные компоненты здорового образа жизни : рациональный режим, правильное питание, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. Современная дошкольная образовательная организация имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.
В систему работы с детьми входит активное использование технологий обучения ЗОЖ.
Основные задачи по формированию культуры здорового образа жизни :
1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
2. Формирование целостного понимания культуры ЗОЖ.
3. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа
жизни как неотъемлемой части существования.
4. Организация включения в систему работы инновационных здоровьесберегающих технологий.
Основные составляющие ЗОЖ:
1. Умеренное и сбалансированное питание.
2. Режим дня.
3. Двигательная активность.
4. Закаливание.
5. Личная гигиена.
6. Грамотное экологическое поведение.
7. Отказ от вредных привычек.
8. Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
В своей работе воспитатели ДОУ используются следующие методические приё мы:
рассказы и беседы воспитателя;
заучивание стихотворений;
моделирование различных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры;
игры—тренинги;
подвижные игры;
пальчиковая и дыхательная гимнастика;
самомассаж;
физкультминутки.
Одним из наиболее ярких показателей образа жизни ребенка является режим дня. Правильно составленный режим дня позволяет более организованно и плодотворно использовать свободное время ребенка, является профилактическим средством проявления асоциального поведения и появления вредных привычек.
Особое внимание в работе в данном направлении должно уделяется организации дидактических игр.
Дидактические игры должны проводится чаще всего перед режимными моментами и после бесед, тем самым закрепляя полученные детьми знания.
Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.
Для формирования культуры здорового образа жизни также необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада должна проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.
Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.
Особое внимание уделяется работе с родителями.
В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
· Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
· Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников.
Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОО. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Очень важно именно на этапе дошкольного детства обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье? Как построить воспитательно–образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей? Этот вопрос волновал и волнует педагогов нашего детского сада.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Поэтому, уже третий год наш детский сад работает по проблеме «Роль здоровьесберегающих, здоровьформирующих технологий в развитии ребенка».
Здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей. Их целью является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.
В своей работе педагоги используют три группы технологий.
При использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья, задача воспитателя заключается в том, что при подготовке к рабочему дню нужно продумать не только познавательный материал, но и как построить воспитательно–образовательный процесс, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Главным условием успешной организации является обеспечение двигательной активности. Для этого в течение дня с детьми проводятся динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксации, дыхательная и пальчиковая гимнастики, гимнастика коррегирующая, гимнастика ортопедическая, гимнастика для глаз.
Не для кого, не секрет, что современные дети испытывают «двигательный дефицит» т. е. количество движений производимых ребенком за день ниже нормы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому педагоги используют в работе технологии обучения здоровому образу жизни : игротерапия, коммуникативные игры, массаж, беседы из серии «Здоровье» («Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения», они подбираются в соответствии с возрастом детей и местом и временем их проведения. Через серию занятий «Азбука здоровья», дети вместе с доктором Ромашкиным посещают различные кабинеты его поликлиники: кардиологический, хирургический, стоматологический, кабинет окулиста, где получают представление о строении собственного тела, назначение органов, обучаются уходу за своим телом, приобретают навыки оказания элементарной помощи. А Принцесса Витаминка рассказывает детям, что полезно, а что вредно для организма детей и приглашает посетить их фитобар: «У Витаминки!». Система работы с детьми по этой технологии предполагает различные формы, методы и средства формирования представлений о здоровом образе жизни. Основными формами нашей работы является организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, дни Здоровья, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому мы используем интегративный подход к организации занимательной деятельности детей.
Задача коррекционных технологий заключается в укреплении психического и физического здоровья детей. В детском саду создана студия «Барбарики». Арт–терапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, сказкотерапия – эти здоровьсберегающие технологии оказывают терапевтический эффект и способствуют психическому комфортному самочувствию наших детей.
Современная наполняемость группы требует от педагогов создание условий для уединения детей, их психического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе созданы центры двигательной активности и уголки уединения, в приемных оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Созданная в ДОУ предметно–развивающая среда позволяет обеспечить физическую активность детей в течение дня и организацию оздоровительной работы. Для создания разнообразности и новизны физкультурно–игровой среды, педагоги в течение дня вносят различные физические пособия и предметы, по–разному группируют их, что позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно–оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы : родительские часы, мастер–классы, беседы–диалоги, тренинги, телефон доверия, справочное бюро «Спрашивай? Отвечаем!», практические занятия, анкетирование.
Родители – активные участники всех праздников, соревнований, конкурсов, которые проходят на базе нашего детского сада. В приемной каждой возрастной группы наглядные стенды, папки–передвижки, методические файлы знакомят родителей с возрастными и физиологическими особенностями детей, использованию здоровьесберегающих, здоровьформирующих технологий в домашних условиях.
Педагогами ДОУ ведется целенаправленная работа по проблеме: «Роль здоровьесберегающих, здоровьформирующих технологий в развитии ребенка». Для повышения профессионального уровня на педагогических советах, семинарах, педагогических мастерских воспитатели знакомятся с современным педагогическим опытом по оздоровлению детей, с эффективными методиками и технологиями. Открытые просмотры и взаимопосещения помогают педагогам освоить новые методы и формы оздоровительной работы с дошкольниками.
За последние годы в ДОУ были проведены ряд педсоветов и семинаров: «Физкультурно–оздоровительная работа в контексте ГОС», «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии», «Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса», «Развитие личности ребенка через духовное, психическое и эмоциональное здоровье», «Организация здоровьсберегающего пространства», «Чудеса арт–терапии».
Применение в работе здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительный работы нашего детского сада! Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями, и достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно-образовательного процесса : педагогов–детей–родителей.