Ольга Ясенева
Опыт работы «Приобщаем детей раннего дошкольного возраста к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание читателя долгий и трудоёмкий процесс. Поэтому нам, педагогам и родителям, необходимо набраться огромного терпения, такта, а главное желания, и ежедневно, шаг за шагом, приобщать малышей к словесному творчеству, начиная с русского народного фольклора малых форм и приходя в обозримом будущем, к произведениям русских и мировых классиков. С самых первых дней прихода малышей в детский сад, и поступления в нашу группу, мы начинаем работу по приобщению детей к художественной литературе. Почти сразу можно определить в какой семье детям читают книжки, а в какой нет. Малышам нравится слушать сказки и особенно рассматривать иллюстрации, которые помогают наиболее полно воспринять словесный текст. Еще не до конца понимая смысл услышанного, ребёнок с радостью слушает его, а наиболее часто встречающие словосочетания из прибауток, песенок, и сказок, такие как: «ладушки-ладушки», «ай, качи, качи, качи» «жили-были», «ти-ли, ти-ли, бом», помогают малышам узнавать произведение с первых строчек, воспринимать его как давно знакомое и родное. Малыши, которым читают мало, не любят слушать сказки, они не умеют фиксировать своё внимание, им трудно спокойно посидеть несколько минут. Поэтому, с такими непоседами мы занимаемся индивидуально: рассматриваем иллюстрации в книге, показываем кукольных персонажей из произведения, затем совмещаем чтение с кукольным показом сказки, затем проводим игру — фрагмент эпизода сказки, стараемся привлечь к участию в игре непосед. Например, рассказывая сказку «Теремок», побуждаем детей к имитированию действий героев: «прискакала лягушка», «прибежала мышка», «тянет потянет-вытянуть не может». Они любят сопровождать чтение произведения игровыми действиями. При некотором запасе слов, стараются за воспитателем договаривать слова и фразы. И как заключительный этап ознакомления с произведением, мы приступаем к её драматизации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочных персонажей. Конечно, ещё нет точности в передаче сюжета сказки, зато на лицо творчество, эмоциональный подъём, огромное желание участвовать в действии. Из опыта видно, чем интереснее и полнее подобран игровой инвентарь, тем дольше будут малыши играть в сказку. В домашних условиях, родителям необходимо ежедневно читать ребёнку хотя бы по 1 художественному произведению, задавать вопросы по прочитанному. Даже если ребёнок плохо говорит, он жестами покажет своё отношение к сказке. Не подменяйте чтение просмотром мультфильмов. Помните, любовь к книге помогает расширить представление об окружающем мире, удовлетворить стремление постичь многообразие окружающей действительности, развить речь и мышление малыша. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое носит в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.