Хаустова Елена
Преемственность дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
Методические основы преемственности дошкольного и начального
образования
Подготовила: воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №23» ИГОСК
Хаустова Е. Н.
п. Солнечнодольск
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования» размещена в разделах
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка (Концепция к содержанию непрерывного образования,2003г.). В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:
* воспитание нравственного человека;
* охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
* сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физического и
психического развития детей;
* пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования:
Реализация общей цели и задач образования этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
* личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
* предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр. ;
* ориентировки педагогической оценки на относительные показатели детской успешности
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
* создания образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
* формирования ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
* сбалансированности репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Принципы непрерывного образования:
*социализация;
*самоценность возрастного периода;
*индивидуализация;
*гуманизм.
Концепция провозглашает:
* от жестко регламентированных форм обучения начальной ступени по отношению к дошкольному
образованию;
*утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования ; (является приоритетом в ФГОС)
*создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно в соответствии со своими возрастными особенностями.
Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. Возникли определённые проблемы, связанные с содержанием непрерывного образования. Происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей. Кроме того, вариативность привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу — многопредметность (в частности, обилие одночасовых предметов, то привело к неоправданному росту требований к поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.
Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, не обходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, не обходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Серьезной проблемой является игнорирование создателями программ и учебников закономерностей психического развития возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и ново образований, роли ведущей деятельности в их формировании. Так, воспитатели в дошкольных учреждениях недооценивают значение развития игровой деятельности, излишне увлекаются различными формами обучения, в которых, как правило, используются «школьные» технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения. Тем самым осуществляется недопустимая искусственная акселерация развития ребенка, «овзросление» дошкольного образования. Интенсивность процесса обучения в начальной школе, преждевременное формирование ряда учебных навыков (например, курсивное письмо, беглое чтение и др.) не только не способствуют их формированию, но тормозят развитие, приводят к усвоению нерациональных способов реализации этих базовых школьных навыков. Наряду с этим целенаправленное формирование учебной (ведущей) деятельности в начальной школе, как правило, находится вне поля зрения авторов программ и практических работников.
Эти проблемы усугубляются тем, что явно недостаточное внимание уделяется физическому воспитанию и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, охране и укреплению их здоровья.
Проанализировав существующие проблемы, связанные с преемственностью, можно наметить следующие направления успешной реализации преемственности:
-на дошкольной ступени: учёт самоценности дошкольного детства, личностно-ориентированное взаимодействие, формирование игровой деятельности, создание развивающей среды.
-на начальной ступени: опора на личный уровень достижений дошкольного детства, направленность процесса обучения на формирование умения учиться, индивидуализация процесса обучения.