Анастасия Антипова
Статья по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ»
Антипова А. А., воcпитатель МБДОУ «Детский сад №18», г. Орел
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Статья по развитию речи» размещена в разделах
Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.
Основная функция языка – коммуникативная. Ф. А. Сохин рассматривал коммуникативную функцию языка как основную, а истоки связной монологической речи усматривал в диалоге. Коммуникативная функция языка включает не просто обмен интеллектуальной информацией, но, прежде всего, социальные контакты, обмен личностно значимой информацией, эмоциями, чувствами, деятельностью (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, налаживание «диалогических отношений» (М. М. Бахтин, партнерских отношений как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом в качестве основной формы речевого общения выступает диалог.
На первый взгляд, представляется, что диалог прост, естественен и присущ человеку изначально (Л. П. Якубинский, Л. В. Щерба). Однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что диалог многолик и в своих развитых формах выступает как содержательное личностно-значимое общение, связная контекстная произвольная речь (Т. Н. Ушакова).
Диалог имеет свою историю и развивается от формы «дуэта» (Н. И. Лепская) матери с младенцем и «коллективного монолога» (Ж. Пиаже) в обществе сверстников к подлинному личностно значимому общению, взаимопониманию и взаимодействию, согласию.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность.
. В связи с этим, программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи.
Одним из средств развития диалогической речи может быть ознакомление детей дошкольного возраста с природой. Картины природы вызывают в душе ребенка непосредственный эмоциональный отклик и тем самым способствует возникновению активных речевых высказываний. В процессе этой деятельности развиваются эстетическое восприятие мира, представления дошкольников окружающем, формируется словарный запас, с вершенствуется грамматический строй речи и т. д. Формы ознакомления с природой могут быть различны (С. А. Веретенникова, Е. И. Тихеева, Л. Я. Панкратова и другие) : занятия, экскурсии, работа в уголке природы, чтение художественных пр оизведений и т. д.
Однако в практике работы дошкольных образовательных учреждений воспитатели не уделяют необходимого внимания совершенствванию диало гической речи при ознакомлении с природой. Эта работа прходит не систематизированно, спонтанно.
В связи с этим формирование диалогической речи у детей старшего дошк ольного возраста в процессе общения с взрослыми будет проходить эффективнее при следующих условиях:
– целенаправленном формировании диалогических умений на занятиях и в по вседневной жизни;
– содержания бесед с детьми с учетом возраста и интереса детей, задач ознак мления дошкольников с природой;
– накопление содержания для речевых высказываний (знания природных явлениях) и активизации речевой деятельности детей.
На протяжении всего дошкольного детства происходит формирование связной речи, только изменяются формы и уровни связности. Развитие диалогической речи осуществляется в плане усложнения содержания диалогов. Дети овладевают рядом диалогических умений, необходимых для успешной реализации общения с взрослыми и сверстниками.
Для организации процесса формирования диалогической речи у детей дошк льного возраста важно знать специфические характеристики этой формы речи с целью определения требований к диалогическим умениям детей. В лингвистических исследованиях отмечается, что в диалоге принимают участие два лица, которые друг другу интересны. Реплики диалога по своему объему и характеру могут зависеть от различных факторов: отличный собеседник в с их конкретной коммуникативно -речевой стратегией и тактик ой, общей речевой культуры собеседников, степени официальности обстановки, типа взаимодействия участников диалога.
Средствами развития диалогической речи являются : незапланированный диал г (разговор, и заранее запланированная беседа. Содержанием разговоров и бесед может быть разнообразный материал (труд, природа, этические представления и т. д.). Природа имеет богатые возможности для развития диалогической речи, т. к. непосредственный интерес дошкольников к прир одным явлениям рождает активные речевые проявления, провоцирует дошк ольникв на диалогическое взаимодействие.
Развитие диалогических умений в озм ожн о в процессе организации разно бразных форм ознакомления дошкольников с природой: на занятиях, экскурсиях, наблюдениях, при раб те в уголке природы и т. д.
Активность речевых высказываний в многом зависит и от наличия у детей знаний обсуждаемых природных явлениях;
поэтому в процессе накоплении содержания для диалога (знаний природных явлениях) представляется актуальным. Обогащение знаний детей может организовываться как на занятиях, так и вне их.
Спис к литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. ,1997.400с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. ,1998.-160с.
3. Арушанова А. Г. Развитие диалога со сверстниками (шестой год жизни). Вопросы речевого развития дошкольников. -М. ,1998. с. 13-15.
4. Арушанова А. Г. Истоки диалога (3-5 лет).-№6.-с. 14-18;№7.-с. 35-38.
5. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М. ,1965-225с.