Оксана Р
Познавательная активность младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Познавательная активность младшего дошкольного возраста»
Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а также изучить особенности ее развития у дошкольников младшего возраста. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность [1, c. 17]. Так, по мнению А. Н. Леонтьева [2, с. 4], активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей. Н. Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности : собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым [3, c. 77]. Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [4, c. 81]. Н. Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка : в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [5, c. 85]. Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребенком, продиктована его внутренним состоянием. Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает ученый, малыш так усваивает содержание деятельности, определенное педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.
Публикация «Познавательная активность младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм [6, c. 23].
Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании ребенка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими. Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».
Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [7, c. 485]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [8, c. 1035]. В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г. И. Щукина, «деятельное состояние» (Т. И. Шамова, «стремление человека к познанию» (Т. И. Зубкова). Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов (таблица 1).
Таблица 1 – Определения познавательной активности
Определения познавательной активности
Авторы определения
Естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее
интенсивность и интегральное личностное образование
Т. И. Зубкова [12, c. 7]
Ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности
Г. И. Щукина [9, c. 17]
В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент
В. С. Ильин [10, c. 154]
Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и
процессу этой деятельности
Т. И. Шамова [11, c. 36]
Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания : стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей. Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3–5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев). Познавательная активность 3 5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни. Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т. И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [13, c. 36]. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности [14, c. 40]. Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников [15, c. 46] (таблица 2).
Таблица 2 Уровни проявления познавательной активности младших дошкольников
Уровни проявления познавательной активности
Характеристика
воспроизводящая активность
Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью
волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»
Интерпретирующая активность
стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях
творческая активность
Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы
Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования. Нами из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности дошкольников 3 5 лет. Их можно идентифицировать по следующим показателям (таблица 3).
Таблица 3 Компоненты познавательной активности младших дошкольников
Компоненты познавательной активности
Показатели
Когнитивный
- наглядно-действенное мышление;
непроизвольное внимание;
механическая память,
зрительно-пространственное восприятие
Эмоциональный
состояния;
эмоции
Деятельностный
- умения
- навыки
Подводя итог выше изложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.
ссылки: 1. Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М., 1998. 2. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). М. ; Л., 1948. Вып. 14. С. 3 9. 3. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников. М., 2002. 4. Там же. 5. Там же. 6. Там же. 7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1982. 8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова и др. М., 1980. 9. Щукина Г.