Папки-передвижки

Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Марина Лазутина
Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы все более широкое распространение получает дидактическая игра как одна из форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Прежде, чем стать предметом научных исследований, дидактические игры широко использовались в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Позднее в публикациях В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковской было определено содержание дидактических игр, их виды, структура, методика организации в разных возрастных группах. Указанные авторы отмечали, что дидактические игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, стимулируют умственное развитие дошкольника в целом. Однако в целях повышения речевой активности старших дошкольников на практике дошкольного образования недостаточно используются возможности дидактической игры.

Публикация «Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

Нами были проанализированы сборники дидактических игр и отобраны те, которые могут быть использованы для повышения речевой активности старших дошкольников. Основой для отбора дидактических игр стали методические публикации А. К. Бондаренко, Е. А. Бокшиц, В. А. Дрязгуновой, А. И. Сорокиной.

При отборе игр было учтено то, что речевая активность детей проявляется не только в диалоговых высказываниях с партнерами по игре, но и в формулировке вопросов ведущему. В частности, в играх «Веселый рыбак», «Вот какие грибы», «Времена года», «Загадай и отгадай вид спорта», «Загадай и отгадай сказку» педагог сообщал детям, что загадал рыбу (гриб, время года, вид спорта, сказку и т. д.). Чтобы выполнить игровую задачу, ребенку надо было задавать вопросы, причем не перечислять наугад любые предметы, а задавать вопрос так, чтобы можно было догадаться, что загадано. Например, Какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? Где живет? и т. д.

Содержание некоторых игр было дополнено и видоизменено. Например, игры «Ателье», «Магазин игрушек», «Мастерская по изготовлению трикотажных изделий» традиционно используются для формирования умений составлять описательные монологи. Покупатели или заказчики должны рассказать о том, что хотят получить так, чтобы продавец без труда и наводящих вопросов догадался. В играх, используемых нами, наоборот, продавцу или работнику ателье было необходимо задавать вопросы так, чтобы выяснить, что хотел купить покупатель или заказать клиент.

Кроме того, нами были отобраны игры, не имеющие указаний на игровые правила и игровые действия. Как свидетельствует исследование В. Н. Аванесовой, именно наличие этих структурных компонентов делают игру занимательной и напряженной. В связи с этим, если в игре отсутствовали игровые правила и действия, детям предлагалось их придумать. Например:

– получить игрушку можно после того, как мастер угадает ее, а заказчик расскажет о ней;

– кто правильно ответит, тот получает фишку, кто больше набрал, тот и победил;

– необходимо угадать, что нарисовано на картинке; кто угадает, выполняет действие;

– необходимо отгадать, о чем спрашивает воспитателя воображаемый абонент;

– если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку;

– дети, передавая предмет, задают друг другу вопрос и получают на него ответ;

– кто не смог задать вопрос, тот отдает фант, после игры фанты разыгрываются.

Ведущая роль при проведении игры на первых этапах принадлежит педагогу. Участвуя в игре, действия играющих направлялись советом, вопросом, напоминанием; отмечались удачные решения, находки ребят. Важно шутить, подбадривать застенчивых детей, вселять в них уверенность в своих силах, подводить итоги игры. В дальнейшем роль ведущего предлагалась самим детям. Чаще всего на роль ведущего назначался игрок, успешно выполнивший задание (кто угадал первым, тот становился ведущим).

Как свидетельствует накопленный опыт, дети с удовольствием играют в игры с элементами соревнования, стремятся набрать как можно больше фишек, чтобы выиграть и это является хорошим стимулом для решения обучающих задач в игре. Пользуются успехом и различные варианты разыгрывания очередности в игре. Например, ребятам нравится выбор водящего считалочкой, вращением «игровых часов». Дошкольники с интересом участвуют в играх, которые предполагают разыгрывание сюжетно-ролевых отношений («Ателье», «Магазин игрушек», «Мастерская по изготовлению трикотажных изделий» и другие). Эти игры позволяют формировать умение вести диалог в соответствии с выбранной ролью (покупатель – продавец, работник ателье – заказчик и т. д.).

В игре «Почемучки» за неправильное решение задачи (кто не смог задать вопрос) играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которую в конце игры надо отыграть. Чтобы отыграть фант, дети выполняют разнообразные задания: имитируют звуки животных, перевоплощаются в какого-либо животного или птицу, выполняют смешные действия, требующие выдумки. Игра в фанты вызывает всеобщее веселье в группе, создает у ребят бодрое настроение, что способствует повышению качества игры.

В игре «В гостях у ребят» дети включались в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем («Кот Леопольд в гостях у ребят», «К нам приехал Буратино»). В ходе игры давали детям указания по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). «Расскажи, где ты живёшь, назови свой адрес. Потом можно спросить у гостя, где он живет»). В дальнейшем речевые задачи усложнялись : дети не только упражнялись в составлении развернутых ответов на вопросы, а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу сказки, мультфильма и др. Например, предлагались следующие реплики-обращения и вопросы: Давай познакомимся. Меня зовут Петрушка, а тебя? Где ты живешь? (Как называется город, где ты живешь). А на какой улице ты живешь? Как она называется? Как зовут твою маму/твоего папу/сестру?

В игре «Мы журналисты» побуждали детей употреблять различные виды реплик. Например, Чтобы вы сказали, если бы увидели, выйдя на улицу, что идёт дождь? (микрофон – ответы) Вы любите петь? Какую песню больше всего любите? Ты умеешь плавать? и т. д.

Таким образом, реализация комплекса дидактических игр, отличающихся разнообразием игровых действий и правил, вызывает у дошкольников желание играть и стимулирует их речевую активность.

Публикации по теме:

Роль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» Дидактическая игра «Семейный бюджет» Возрастная категория: 5-7 лет Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи. Задачи: • Закрепить.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 16 марта 2022 в 09:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лазутина (УИ 2739790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД