Татьяна Чеховская
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ музыкальными инструментами по К. Орфу
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Пополнение развивающей предметно- пространственной
среды в ДОУ музыкальными инструментами по К. Орфу
Составили: воспитатели Анисимова И. В., Чеховская Т. А.
Цель:способствовать развитию музыкально-игровой деятельности детей и реализации сенсорной интеграции, поддержке инициативы и самостоятельности дошкольников.
Задачи:
-становление эстетического отношения у детей к окружающему миру;
Публикация «Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ музыкальными инструментами по К, Орфу» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
-восприятие музыки детьми;
-реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.
Музыка оказывает лечебное, коррекционное и профилактическое воздействие. Изучив идеи Карла Орфа (1895-1982) – немецкого композитора и музыкального педагога, который прославился сочинениями для музыкального театра, появилась необходимость пополнить центры для художественно- эстетического развития детей в группеинструментами по его методике. Основная идея Карла Орфа- самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Главное в методике - создать атмосферу радости, объединить музыку, движения и речь, тем самым развивать в ребенке творчество.
На что направлено использование музыкальных инструментов по К. Орфу :
- малыши учатся общаться со сверстниками,
- реализуется сенсорная интеграция через осязание, зрение и слух,
- наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции;
- происходит расширение коммуникативных навыков, - ориентировано на индивидуальные возможности и интересы каждого ребенка, а также музыкально-игровая деятельность способствует не только развитию и проявлению имеющихся музыкальных способностей, но и развитию речи, внимания, памяти, образного мышления, - на развитие эмоционального благополучия, - могут выражать свои эмоции чувства игрой на инструментах, в то время как некоторым детям трудно проявить себя в вербальном общении со взрослыми и сверстниками.
Очень актуален сегодня термин орф-подход, а именно - элементарное музицирование. Конечно, инструменты, используемые в Орф-Шульверк, не были придуманы самим Карлом Орфом. Всегда существовали колокольчики, клавесины и ксилофоны родом из Африки и Азии. Но Карл Орф представил их нам в новом качестве в своем подходе, описав его терапевтическое применение и эмоциональное воздействие на детей. Инструментарий Орфа состоит из инструментов, созданных специально для использования детьми, и они ориентированы на достижение образовательных целей и терапевтического воздействия. Также не стоит забывать о визуальных и тактильных составляющих инструмента. Все упомянутые выше характеристики инструментов особенно важны при работе с детьми с трудностями в общении.
Интерпретация фольклора — вот идея Шульверка. Это не просто музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Главной задачей стало создание “ситуации творчества”, которая для детей, в принципе, не может быть
реализована иначе, чем через игру. Не стоит думать, что это доступно лишь избранным. Величие и гуманность концепции Орфа состоит в том, что Орф предлагает педагогам стать соавторами Шульверка, так как элементарное музицирование доступно всем. Попробуйте придумать вместе с детьми что - то простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Итак, Орф-подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Свою систему музыкального воспитания Карл Орф создавал, учитывая опыт педагогов-предшественников : это Н. Пестолоцци – Ганс Негель, швейцарский педагог-практик, доказавший, что в основу музыкального развития должно быть положено воспитание ритмического начала; Эмиль Жан Далькоз, создавший систему музыкально-ритмического воспитания Инструменты Карла Орфа
Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно “Орфофский набор”.
Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (От нем. Gloke - колокольчик). Основу инструментария составляет базовый набор: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из высококачественного дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.
Разнообразие шумовых колористических инструментов,, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа.
Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками.
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко, шейкеры, гуиро, треугольник. Ксилофоны.
Звучащие жесты. Это техника ритмической игры звуками собственного тела. Хлопки, щелчки, шлепки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован – либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа ( например: мыльные пузыри, и т. д.
Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили — металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками.
Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично.
Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. В роли музыкального инструмента для них с одинаковым успехом может выступать и концертный рояль, и простая расческа, звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок.
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик и стручки различных растений. В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше.
Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:
Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).
Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.
Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки).
Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.)
Металлические банки разных размеров.
Стеклянные бутылки и фужеры.
Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.
Музыкальные инструменты должны быть простыми в освоении, обеспечивая легкость и свободу игровых манипуляций с ними.
В русской народной культуре есть особые области, где использование инструментов было принято испокон веков — это скоморошья, смеховая культура и детский фольклор. В ходу у скоморохов были гусли, гудки, свирели, рожки, сопели, погремушки, трещотки, колокольчики, дровы (шуточная разновидность ксилофона из полуполеньев).
Детские музыкальные инструменты преимущественно духовые, сделанные в сезон из природного материала: всевозможные разновидности свистулек, дудочек. Играли дети также на деревянке — полом стволе дерева или сухом полене.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что инструментальная игра в ее простейшем, элементарно-импровизационном виде есть органическая часть детскоймузыкальной культуры. Инструменты образуют самую привлекательную для детей область музыки.