Анна Коршикова
Использование ИКТ для формирования у старших дошкольников представлений о правилах безопасного поведения на улице
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.
Публикация «Использование ИКТ для формирования у старших дошкольников представлений о правилах безопасного поведения на улице» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Каковы же педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представления о правилах безопасного поведения на улице с использованием информационных технологий?
Нашей целью является разработка и апробирование педагогических условий для формирования представлений у старших дошкольников о безопасном поведении на улице при помощи информационных технологий.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
В дошкольном возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения.
Использование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
В работе с детьми по обучению правилам поведения на улице педагогам предлагается использовать информационные технологии : мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, разгадывание ребусов и кроссвордов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ. Наиболее широко ИКТ в нашем детском саду используются при работе со старшими дошкольниками. Это, как правило, интерактивные обучающие программы и мультимедийные презентации. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
Использование компьютерных технологий во многом помогает педагогу в работе. В чем суть помощи? Это дисциплинирует самого воспитателя, формирует интерес к работе; значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения.
В своей практике активно используются компьютерные презентации в программе Power Point для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Для дошкольников 5-6 лет :
– виды транспортных средств;
– светофор, история его развития.
Для воспитанников 6-7 лет:
– виды дорожных знаков и их назначение;
– причины дорожно-транспортных происшествий.
Качественные иллюстративные материалы обеспечивают эффективность восприятия информации – излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах поведения на улице с помощью программы Windows Media можно продемонстрировать детям обучающие мультфильмы.
– в старшей группе – «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
– в подготовительной группе – «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Мы решили провести занятие по правилам дорожного движения двумя способами и выяснить какой из них вызывает больший интерес и способен максимально удерживать внимание детей дошкольного и школьного возраста:
-в первом случае использовать компьютерную презентацию, которую сделаем сами;
- во втором подобрать рисунки, картинки, фото.
Мы решили провести занятие по правилам дорожного движения двумя способами и выяснить какой из них вызывает больший интерес и способен максимально удерживать внимание детей дошкольного и школьного возраста:
-в первом случае использовать компьютерную презентацию, которую сделаем сами;
- во втором подобрать рисунки, картинки, фото.
Мы решили провести непосредственную образовательную деятельность по правилам дорожного движения и выяснить какой из них вызывает больший интерес и способен максимально удерживать внимание детей старшего дошкольного возраста :
1. Использовать компьютерную презентацию, которую сделали сами;
2. Подобрать рисунки, картинки, фото.
В ходе исследования выяснили, что НОД с наглядными материалами самые эффективные. Для сравнения результатов НОД провели для детей 6-7 лет в экспериментальной и контрольных группах.
В первой подгруппе провели образовательную деятельность с использование компьютерной презентации, в конце которой предусмотрена игра-квест.
Во второй подгруппе – с помощью метода иллюстраций.
По проведенному нами исследованию в группе, где использовалась компьютерная презентация, время концентрации внимания увеличилось в 2 раза.
Представленная педагогическая инициатива может быть с успехом реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, при наличии инициативных педагогических кадров и соответствующих средств ИКТ. Даже не имея в образовательном учреждении интерактивной доски можно эффективно внедрять информационные технологии. Использование ноутбука и проектора в Дошкольном отделении №6 Школы 1101 (далее ДО-6) сделало образовательный процесс более ярким и полным. При размещении оборудования в одном помещении, снялась проблема отсутствия средств информационно-коммуникационных технологий в каждой группе.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствовало повышению качества образовательного процесса:
• ускорилась передача знаний и накопленного опыта, педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет;
• при использовании электронных образовательных ресурсов повышается качество обучения, познавательная мотивация у воспитанников, дети быстрее и успешнее адаптируются к происходящим изменениям, соответственно наблюдается рост их достижений;
• отмечая интерес детей к ДО-6, родители стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах, а также во всех мероприятиях группы.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в детском саду позволяет модернизировать и повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Литература:
1. Дмитриев, Ю. А., Калинина, Т. В., Кротова Т. В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования (учебно-методическое пособие). – М. : МПГУ, 2016. – 188с.
2. Езопова, С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста : инновации и традиции. – М. : Дошкольная педагогика – 2007 № 6. – С. 8 – 10.
3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании – М. ; ИЦ Академия, 2014. – 192 с.
4. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника, М. : Новая школа, 2013. – 128 с.