Алла Бондаренко
Консультация для родителей «Поиграем в математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Эта статья будет полезна не только воспитателям и родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые так много делают для своих внучат. Также она может стать интересным и полезным собеседником для детей, с помощью взрослых, конечно.
Название «Поиграем в математику» нужно понимать шире: «Поиграем в математику и информатику». Играя в математику, взрослые должны использовать игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, программа, формирование логических операций – «не», «и», «или» и др. Можно предположить, что некоторые из перечисленных терминов не знакомы взрослым. Но это не важно, так как они не используются во многих математических играх, что не помешает взрослым успешно играть с детьми.
Публикация «Консультация для родителей „Поиграем в математику“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Что значит «играть в математику»? Разве можно играть в науку, да к тому же в математику, «самую серьезную, самую точную» из всех наук?
Конечно, можно. Мы предлагаем вам поиграть с детьми 5-6 лет в игры, насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не потребуют от взрослых и, конечно же, детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Например, игра «Где чей дом?». Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, мышления, умения моделировать предметы специальными символами. Закрепление представлений «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее-короче», легче-тяжелее». Материал к игре : изображение зоопарка, леса и моря (назовем их «домами», фигурки животных (нарисованные или объемные, геометрические фигуры. Правила игры: перед детьми изображение зоопарка, леса и моря (эти «дома» можно сконструировать из подручных предметов). Возьмем геометрические фигуры (например, зеленый и желтый круги, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый и красный прямоугольники) и поставим их около животных. Далее дети должны поместить каждое животное (геометрическую фигуру) туда, где оно может жить. Например, медведя можно поместить и в лес, и в зоопарк. Когда животные размещены, нужно сосчитать, сколько животных помещается в каждом «доме». Затем дети отвечают на вопросы. Кто выше: жираф или медведь, слон или лиса, медведь или еж? Кто длиннее: лев или лиса, медведь или еж, слон или медведь? Кто тяжелее: слон или пингвин, жираф или лиса, медведь или белочка? Кто легче: слон или жираф, еж или медведь?
Всем известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Здесь много причин. Одна из них, на наш взгляд, самая серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике.
1 сентября дети 6-7 лет с удовольствием идут в первый класс, потому что они от природы любознательны, стремятся к раскрытию тайн окружающего мира. Пройдет немного времени, и мы можем увидеть на лицах детей разочарование. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих или троечников, а сама математика кажется детям недоступной.
Чем же это можно объяснить? Да тем, что методы обучения не соответствуют интересам детей. Очень рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парты для «серьезного» изучения наук, в том числе и математики. Вот мы и предлагаем перед тем, как посадить детей за парты, изучать математику или хотя бы одновременно с началом их обучения математики, «поиграть» с ними в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это будет детям интересно, потому что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддержать интерес детей.
Обучая детей в процессе игры, взрослые стремятся к тому, чтобы радость от игровой деятельности переросла в радость учения. Учение должно быть радостным.
Например, игра «Рассеянный художник». Цель игры: развитие наблюдательности и счет до десяти. Материал к игре : изображение мобильных телефонов с цифровыми панелями, набор цифр. Правила игры: исправить ошибки художника, поместив на панели правильные цифры из набора.
В наше время, время компьютерных технологий, часто встречается следующая точка зрения: «Не каждый будет математиком» (в смысле, математика далеко не все будет нужна). Эта точка зрения безнадежно устарела. Сегодня и, тем более, завтра, математика будет нужна огромному числу людей разных профессий, а не только математикам. Математика должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое, физическое воспитание и развитие.
Это объясняется тем, что результатом обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Психологи говорят, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет, а запоздалое формирование протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
Родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились в школе и как можно быстрее усвоили большой объем знаний. Возможно ли ускорение познания? Конечно же, да. Но достичь этого нельзя вбиванием извне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Этим можно достичь обратного результата.
Известный психолог Л. С. Выготский говорил, что «научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому, единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении специальных обучающих игр, которые интересны детям.
Игра «Чудо-мешочек». Цель игры: формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта, подготовка к восприятию вероятности, решение соответствующих задач. Материал к игре : непрозрачный мешочек, шарики или круги двух цветов (например, два желтых и два красных). Правила игры: в мешочек кладут два красных и два желтых круга. Проводится серия опытов по выниманию двух шариков, не глядя в мешочек. После достаточного числа повторений этих опытов, дети обнаруживают, что шарики могут оказаться оба красными, или оба желтыми, или один красный и один желтый. Ребенок зарисовывает три исхода опытов.