Марина Панова
Консультация для родителей «Давай поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка, она оказывает на маленького человека развивающие воздействие.
Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. Старшие братья и сёстры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи могут быть прямыми или косвенными участниками игр ребёнка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
Публикация «Консультация для родителей „Давай поиграем“» размещена в разделах
Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребёнка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребёнка этой областью действительности найдёт отражение в его играх.
Дома с дошкольниками необходимо играть в словесно-дидактические игры, хорошо вписывающиеся в разнообразные бытовые ситуации.
Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребёнок находится рядом и не знает, чем заняться.
- Давай поиграем с тобой, – говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладёт ему в рот кусочек морковки, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, улыбается и сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно, у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать её характерные признаки: твёрдая, хрустит, когда её ешь, сладкая.
Дальше она кладёт ему в рот, то лук, то капусту, то свёклу, то веточку укропа, то кусочек хлеба или сахара. Внук отгадывает и говорит, как он распознал «съедобную» загадку. В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру «Из чего состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, внук должен подвести итог: сказать, что же кладут в винегрет.
Аналогичным образом ребёнку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь.
Важная особенность словесно - дидактических игр - возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с дочкой возвращаются из детского сада и заходят в овощной магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить. Чтобы скрасить ожидание дочки, она предлагает ей поиграть.
- Хочешь узнать, что я буду покупать?- спрашивает мама и, получив утвердительный ответ дочери, продолжает.
- Я буду загадывать тебе загадки – рассказывать про овощи, а ты по описанию должна отгадать, что это. Слушай: растёт на грядке, в огороде, сидит в земле долго; сама круглая с хвостиком, твёрдая, цветом тёмно-красная. Что это?
Дочка, наверное, отгадает, что это свёкла. Если же нет, то мама подсказывает, что её кладут в борщ или винегрет, и еда от неё становится тёмно-красной.
Чтобы развилось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, ему нужно тоже предложить придумывать загадки.
Девочка начнёт рассказ про капусту или лук, и мама услышит, как трудно ей это даётся. Хорошо знакомые, много раз виденные предметы с трудом поддаются описанию, потому что перед ребёнком никогда не стояла задача выделить их отдельные качества, признаки, особенности. Обнаружив это, мама предложит такую же игру девочке дома во время ужина – загадать папе загадки про овощи, которые были куплены сегодня в магазине.
Но описательный рассказ обе ведут уже вместе: дочка начинает, мама добавляет.
Девочке интересно узнать, сумеет ли папа догадаться, о чём идёт речь, поэтому ей невдомёк, что мама обучает её искусству рассказывать.
Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки – они не требуют особых усилий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и т. д. взрослые предлагают ребёнку поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом – цветы, насекомые, птицы. В доме – комнатные растения, овощи, фрукты и т. д.
Словестные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Например:
«Когда это бывает?» - взрослый называет явление, ребёнок - время года, когда оно бывает.
«Что бывает круглое в природе?»
«Что бывает жёлтое в природе?»
«Что это такое?» (взрослый называет растение или животное, ребёнок общую группу, к которой они относятся).
«Что третье?» (взрослый называет два сходных предмета, ребёнок должен подобрать к ним третий).
Во время игры, чтобы она не сводилась к упражнениям, должны действовать правила, побуждающие ребёнка к правильным и быстрым ответам (например, взрослый считает до 3-х – время за которое надо ответить).
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.