Ольга Аршинова
Статья «Подготовка будущего воспитателя к взаимодействию с родителями в условиях поликультурной образовательной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образовательного процесса в современном дошкольном учреждении, настоятельно требует углубления теоретической и практикоориентированной подготовки студентов, будущих педагогов дошкольных учреждений. [3,4] Теоретическая подготовка студентов должна быть ориентирована на выпуск высокообразованных, мотивированных специалистов, владеющих как общими, так и профессиональными компетенциями. Особое значение имеет педагогическая практика. Значимость практики для повышения качества педагогического образования отмечена во всех документах общеевропейского уровня. В практико-ориентированное единое образовательное пространство должны быть введены базы практики, в которых реализуются программы основного и дополнительного образования, ведущие инновационную деятельность.
Публикация «Статья „Подготовка будущего воспитателя к взаимодействию с родителями в условиях поликультурной образовательной среды“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
На протяжении нескольких лет кафедра педагогики дошкольного и начального образования организует разные виды практик на базе МДОУ «Детский сад №43 комбинированного вида».
Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих проблемах.
Родители приобретают знания, умения и навыки об особенностях дошкольного возраста, о подготовке детей к школе, о том, как стать хорошими родителями; учатся организовывать интересный и полезный домашний досуг с детьми; узнают новости образования, изучают документы, стандарты, отклики на официальные документы в сфере образования, знакомятся с материалами по развитию и воспитанию дошкольника. Они получают возможность обсудить вопросы индивидуального порядка, а также получить поддержку и возможность поделиться опытом с другими родителями.
За время прохождения педагогической практики студенты факультета педагогического и художественного образования факультета знакомятся со спецификой работы данного образовательного учреждения, изучают документацию (Устав, распоряжения, программы и планы и т. д., приобретают ценный опыт работы в группах, коллективе, погружаясь в новую для них творческую атмосферу педагогической деятельности.
Одной из недостаточно разработанных проблем современного профессионального образования является готовность будущих педагогов к работе с родителями в условиях поликультурной образовательной среды. ФГОС дошкольного образования ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями, а именно: родители должны участвовать в реализации образовательной программы образовательного учреждения, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Так как детский коллектив МДОУ «Детский сад №43» многонационален, необходимо развивать у них уважение и терпимость к людям вне зависимости от их национальной принадлежности, языка и вероисповедания. Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. [2]
На основе анализа психолого-педагогических научных источников и собственного эмпирического опыта можно выделить следующие компоненты готовности будущего педагога к работе с родителями в многонациональном регионе. [1]
Когнитивный компонент – знание основных нормативных документов, регламентирующих осуществление поликультурного образования и гражданского воспитания, знание международных и отечественных документов, регламентирующих защиту прав национальных меньшинств; знания об этимологии терминов, содержание и соотношение понятий «этнос» и «нация», «этнический» и «национальный», знание основных характеристик этноса, знание психолого-педагогической и методической литературы по семейному воспитанию, его проблем и ошибок, их причины и пути предотвращения, особенности жизнедеятельности семей различного типа, знание и принятие общечеловеческих норм морали и правил межличностных отношений на разных уровнях человеческой жизнедеятельности, сопоставления с ними своих убеждений и поведения, знание правил культуры поведения и культуры общения в многонациональном регионе, особенностей их проявления, знание и понимание родной, мировой, иноязычной культур, культуры межкультурного общения, понимание необходимости по-современному решать практические задачи, правильно сочетать известные приемы и средства взаимодействия с родителями в многонациональной среде.
Эмоционально – мотивационный компонент предполагает позитивное отношение к работе с родителями в многонациональном регионе, осознание её значимости и активность в её осуществлении; умении выслушивать других, проявлять интерес к их заботам, нуждам, понимать радость и горе, откликаться на душевное состояние родителей дошкольников, вовремя приходить им на помощь, понимать чувства и мысли другого человека, морально поддерживать его стремления, готовность содействовать их осуществлению; найти в каждом конкретном случае нужную форму обращения, понимание внутреннего состояния человека, правильное оценивание своих слов, поступков, осознание того, как их воспринимает другой человек, как реагирует на них, желание общаться с представителями других этносов; осознание себя носителем национальных ценностей, понимание взаимозависимости между собой и всеми людьми, уважение и толерантное отношение к язык, религии, культуре разных наций; выступать представителем национальной культуры, осознавая себя поликультурным субъектом, и активно действовать в многонациональной среде.
Процессуально - деятельностный компонент предполагает определение профессионально-педагогических умений взаимодействия воспитателя с родителями в многонациональной среде, к которым относятся: устанавливать с родителями детей целесообразные взаимоотношения, уметь налаживать отношения с различными типами семей, работать в условиях неформального общения с позиции советника, применять для этого разнообразный арсенал педагогических методов и приемов; совместно регулировать конфликты, помогать родителям овладевать различными приемами и способами общения, ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами семейного воспитания, управлять эмоциями, поведением в процессе сотрудничества с родителями дошкольников, помогать им учитывать при общении возрастные и индивидуальные особенности детей, способствовать создания в семье благоприятной атмосферы по воспитанию детей, строить общение как диалог на равных, осуществлять обмен информацией, проводить индивидуальное, групповое и коллективное общение с родителями, уметь составлять план работы с родителями, определять цели, моделирование задачи, средства, методы, приемы работы с различными типами семей, предвидеть возможные последствия применения системы педагогических задач, помогать родителям предвидеть ситуации в процессе взаимодействия со своими детьми, учитывать трудности в воспитании их детей, планировать совершенствование собственного педагогического мастерства в работе с родителями в многонациональном регионе, определять оптимальные технологии сотрудничества; уметь объяснить и проанализировать собственное отношение к своей и другим этническим группам; умение планировать и выбирать конкретные формы, методы, приемы ежедневной и текущей работы с родителями дошкольников; умение проводить семейные праздники, родительские собрание, конференции, клубы выходного дня для родителей и детей, бабушек и дедушек.
Оценочно-корректирующий компонент не менее важен, чем перечисленные выше, поскольку дает возможность педагогу оценить свою профессиональную деятельность, от такой оценки будет зависеть дальнейшее совершенствование профессионального мастерства. Педагог сам корректирует свою деятельность, обновляет знания в соответствии с требованиями времени. От объективной самооценки будет зависеть уровень готовности будущего педагога к работе с родителями в многонациональном регионе.
Студенты под руководством преподавателя (руководителя практики) приобретают навыки взаимодействия и с детьми и родителями, профессионального общения с коллегами и др. В качестве положительных примеров можно привести проведенные педагогические консультации: «Дети и телевидение», «Конвенция о правах ребёнка», «Чем опасны для детей семейные скандалы», «Непослушный ребёнок», «Газета для любознательных родителей», «Для Вас, родители», «Подвижные игры на весенней прогулке», «Как общаться с ребёнком», «Воспитание художественной литературой» и др.
Во время педагогических практик проводился цикл совместных занятий по приобщению дошкольников и их родителей к различным этнокультурам на основе инсценировок русских, татарских и мордовских сказок. Таких как: «Алёнушкины сказки», которые раскрывали самобытность русского народа. «Портной, медведь, черт и Вирява» знакомит с мордовским фольклором. А татарские сказка «Шурале» познакомила детей, родителей с обычаями данного народа. Эти занятия дали возможность познакомить детей и их родителей с различными национальностями, происходило воспитания положительного отношения к разным культурам и вызвало чувство терпимости к другим национальностям.
Как показывает опыт, целесообразно организовывать итоговые (заключительные) конференции по практике с фото-, видеоматериалами. Без практического ознакомления с инновационным образовательным процессом сформировать у будущих педагогов ДОУ необходимы компетенции весьма проблематичны.