Ирина Ланцева
Основы формирования валеологической культуры дошкольников 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет
Ланцева И. Ю. старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 13 города Белово
Тимофеева З. К., воспитатель
МБДОУ детский сад № 13 города Белово
Развитие человека, степень полезности его обществу во много определяется уровнем здоровья, объемом и качеством физического и психологического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни человека закладывается фундамент здоровья.
Публикация «Основы формирования валеологической культуры дошкольников 3–7 лет» размещена в разделах
Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье дошкольников. Поэтому наша задача как педагогов реализация образовательной области «Здоровье», направленной на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в дошкольном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Современная педагогическая наука призывает дошкольные образовательные учреждения решать задачу сохранения здоровья детей с помощью организации здоровьесберегающего педагогического процесса, где главную роль играют здоровьесберегающие педагогические технологии, цель которых - воспитание валеологической культуры и валеологической компетентности дошкольников. Но, несмотря на то, что сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, проблема включения уже накопленного педагогического опыта в воспитательно-образовательную среду детского сада до сих пор существует. Это отражается на общероссийских статистических показателях здоровья детского населения.
Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охрана и укрепление их физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (п. 1.6., п. п. 1)
В связи с вышеизложенным, перед нами встал вопрос о создании системы работы по формированию валеологической культуры дошкольника в контексте воспитательно - образовательной работы в группе, исходя из имеющихся в ДОУ условий.
Определена цель нашей деятельности: формирование у детей дошкольного возраста валеологической культуры, включающей валеологические знания, глубокий интерес к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Достижение поставленной цели планировалось через решение следующих задач:
1. Создать систему валеологического воспитания дошкольников через организацию единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад-семья».
2. Обогатить предметно-развивающую среду группы по валеологическому воспитанию
3. Разработать и апробировать новые формы, методы и приёмы валеологического воспитания дошкольников
4. Апробировать систему диагностики и мониторинга процесса формирования валеологической культуры детей
Особенность организации деятельности в данном направлении заключается в поэтапном, в соответствии с возрастными возможностями и способностями дошкольников, распределении валеологического образования и воспитания дошкольников младшего, среднего и старшего возраста, в интеграции валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровье сберегающей среды.
Осуществление поставленных целей и задач решалось в 3 этапа.
На первом диагностико - прогностическом этапе был проведён анализ программ валеологической направленности, а также программ по оздоровлению дошкольников; анализ имеющегося программно-методического обеспечения, материально-технической базы, предметно-развивающей среды ДОУ. Кроме того был подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности валеологических знаний дошкольников. Результатом первого этапа стало определение проблематики, актуальности, целей и задач работы для дошкольного образовательного учреждения на ближайший период, намечены перспективы взаимодействия с родителями и педагогами, медицинскими работниками; разработаны перспективные планы.
Такой подход способствовал эффективному решению педагогических задач, соблюдению основных принципов обучения, интеграции усилий специалистов и воспитателей групп по вопросу формирования валеологической культуры дошкольников, а также предусматривало применение нетрадиционных форм работы с детьми, родителями и педагогами, основанных на инновационных методах оздоровления. .
Второй практический этап состоял в решении задач по формированию валеологической культуры дошкольника через поэтапную реализацию, начиная со второй младшей до подготовительной группы; внедрение в воспитательно-образовательный процесс системы занятий по валеологии, мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленных на повышение валеологических знаний. Определение целей и задач для каждого этапа, распределение учебного материала и границ воспитательного воздействия было обусловлено возрастными возможностями и способностями детей разного дошкольного возраста, обоснованностью использования тех или иных методов оздоровления и обучения, форм работы.
Результатами работы этого этапа стало: создание поэтапного планирования формирования валеологической культуры дошкольников с 3 до 7 лет, создание кружка «Здоровячок», создание библиотеки методических и дидактических пособий в помощь воспитателю.
И последний третий этап контрольно-оценочный, его задача:
подтвердить эффективность созданной и апробированной системы по формированию валеологической культуры дошкольников в ДОУ подтверждается следующей результативностью:
Дети овладели прочными валеологическими знаниями :
• Повысилась валеологическая компетентность ребенка: готовность самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения.
• Произошло обогащение знаний об ОБЖ, ПДД.
• Дошкольники проявляют любознательность, интерес к результату усилий, удовлетворенность от достигнутого, стремятся быть успешными, умеют адекватно оценить свои умения.
• Дети с интересом участвуют в экспериментальной и практической деятельности; умеют самостоятельно ставить задачи и строить логические выводы, умозаключения, что еще раз подтверждает успешное развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.
• Выполнение программы по физической подготовленности дошкольника составило 79%, что на 15 % выше показателей 1 этап внедрения.
• Реализация двигательной активности дошкольников в ДОУ составила 72 %, что на 20 % выше по сравнению с началом внедрения системы.
• Количество семей, игнорирующих советы и рекомендации воспитателя сократилось с 12% до 2 %, что свидетельствует о высоком уровне доверия к его деятельности и признании его компетентности в вопросах укрепления детского здоровья.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что работа по данному направлению эффективна, имеет положительные результаты, т. к. усвоенные валеологические знания дошкольников, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер.
Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми с включением инновационных методов оздоровления имеет огромный учебно-воспитательный оздоровительный потенциал, что бесценно для воспитания валеологически культурного дошкольника.
Для нас идеальный детский сад – это место, где через познавательно-игровую деятельность формируются личностные качества ребенка. Здесь он счастлив, здоров, растет в условиях, специально созданных для его успешного развития. В таком детском саду педагоги умеют «пленять и очаровывать» воспитанников, «заражать» их идеалами, ценностями и смыслами жизнедеятельности, учат ребят мыслить и самостоятельно «добывать» знания, а самое главное – уметь беречь, сохранять и умножать свое здоровье
Список литературы:
1. Иванова А. И. Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 224с. - (Живая экология)
2. Иванова Т. В. Система работы по формированию здорового образа жизни. Средняя группа. / автор - сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
3. Бочкарёва О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Подготовительная группа. / Сост. О. И. Бочкарёва. -Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
4. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 112с. – (Детский сад с любовью)
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования