Приложение МААМ

«В труде — наше счастье». Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Ломова Ирина
«В труде — наше счастье». Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность: трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в старшем дошкольном возрасте. Несформированность иданных качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Публикация «„В труде — наше счастье“, Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Аннотация: в старшем дошкольном возрасте у детей уже есть все предпосылки для воспитания трудолюбия, ответственности, самостоятельности.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней.

Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

Проблема: вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка. Именно поэтому актуальна становится разработка проекта «В труде - наше счастье». Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку нужны личности с творческим мышлением, умением управлять своими действиями; самостоятельные, умелые, уверенные в себе.

Показать, что воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с образовательной деятельностью.

О значении труда в жизни человеческого общества, о труде как средстве всестороннего развития личности писал К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь чего не может быть ни достойной, ни счастливой. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Цель: воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

формирование позитивных установок к различным видам труда;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда;

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда.

Проект был реализован через различные виды деятельности:

Беседа. «Трудиться – всегда пригодится, «Мамины помощники». Чтение художественной литературы. Т. Шорыгина «Сказка о трёх братьях», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Слуцкая «Трудится Земля». Дидактические игры «Угадай, что я делаю», «Назови профессию». Сюжетно – ролевые игры

«Магазин». Рисование «Профессия моих родителей». Трудовая деятельность «Чистим снег», «Дом в порядке», «Наводим порядок в группе», «Скорая помощь для книжек». Заучивание пословиц и поговорок о труде «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба, так нет и обеда». Проблемная ситуация «Ждем в гости».

В реализации проекта дети активно участвовали в трудовой деятельности : занимались уборкой группы, ухаживали за комнатными растениями, занимались дежурством по группе. Что способствовало привить воспитанникам желание проявлять заботу о природе, и уважение к труду взрослых.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе, уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка игрушек, книг.

Труд в природе благотворно влияет на развитие трудовых навыков, а также на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

Коллективный труд воспитывает чувство локтя, защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.

В процессе коллективной работы дети убеждаются, что её успех зависит от труда каждого. Стимулирует работу ребёнка пример других детей, подражание лучшим образцам. Анализ проведённой работы с привлечением мнения детей усиливает их ответственность, помогает им скорректировать свои действия, стимулирует желание работать, учит объективно оценивать результаты.

Одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Она стимулирует развитие познавательной сферы ребенка, поэтому в проект были включены такие игры как: «Магазин». Игры научили дошкольников передавать характер героев, положительные эмоции, научили проявлять доброе отношение к труду, воспитывали интерес и любовь к профессиям.

Дидактические игры: «Угадай, что я делаю», «Назови профессию». Они позволили обогатить знания воспитанников о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности, о орудиях труда, инструментами нужными для людей этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Немаловажную роль в развитии дошкольников играет и такой вид деятельности как восприятие художественной литературы. Через использования текстов художественной литературы старшие дошкольники приобретают нравственные качества такие как: трудолюбие, уважение, ответственность, гуманность, заботливое отношение к людям и природе.

В воспитании старших дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании трудового воспитания. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Итоговым мероприятием стало изготовление с детьми альбома «Копилка Моего Труда». В альбоме ребята стали фиксировалась выполненную трудовую деятельность за каждую неделю.

Так же в обязательном порядке велась работа с родителями: со сбора информации о наличии у них необходимых знаний по вопросам трудового воспитания детей; о запросах, интересах, потребностях родителей в информации по данной теме, общекультурном уровне родителей.

В этой работе нами применялись методы педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование.

При изучении семей наших воспитанников выявились типичные трудности, с которыми сталкиваются родители, наиболее часто допускаемые ими ошибки в трудовом воспитании детей :

- недооценка важности трудового воспитания;

- незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей, незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста, правильных методов воздействия взрослых на ребенка;

- отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей;

- нравственного значения труда ребенка как проявления его заботы о членах семьи.

Уже в первые дни проекта были организованы консультации, индивидуальные беседы, во время которых рассказали родителям о важной роли семьи в воспитании трудовых навыков.

В работе использовали наглядно - информационные методы. В «Уголок родителей» : разместила буклеты по трудовому воспитанию, рекомендации «Какой труд доступен детям». Оформили папку передвижку «Дежурство в уголке природы» с фотографиями детей, выполняющими трудовые задания.

Так же родителям предложили вместе с детьми на выходных сделать домашнее задание, направленное на трудовое воспитание.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных умений. Выполнение еженедельного «домашнего задания» способствует наилучшему закреплению изученного материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания.

На выходных родители обращали внимание детей на пользу, которую приносит труд дошкольников. Родителям предлагалось трудовая деятельность «Дом в порядке», заучивание пословиц и поговорок о труде «Нет хлеба, так нет и обеда», чтение художественной литературы «Трудится Земля», экскурсия в библиотеку.

Таким образом, родители продолжали воспитывать дома у детей желание участвовать в трудовой деятельности, побуждать к самостоятельному выполнению поручений, оказывать помощь взрослым

Результат деятельности проекта повлиял на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в сфере трудовой деятельности детей. В некоторой степени повысилась активность родителей в жизни группы.

Публикации по теме:

Игра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаИгра «Монополия». Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми.

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Трудовое воспитание детей в детском садуТрудовое воспитание детей в детском саду "Юные помощники" Трудовое воспитание детей в детском саду является важным аспектом их общего развития. Оно не только помогает формировать.

Трудовое воспитание детей дошкольного возрастаТрудовое воспитание детей дошкольного возраста Недаром в русской народной пословице говорится: "Человек трудом красен". Леность ни когда не была положительной чертой человека. Поэтому.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В труде — наше счастье». Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 11:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В труде — наше счастье». Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ломова Ирина (УИ 2423023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД